Вчера в Российском институте стратегических исследований состоялся "круглый стол" "Коллаборационизм и предательство во Второй мировой войне. Власов и власовщина".
Одним из поводов для этой дискуссии стал призыв президента Дмитрия Медведева уделить особое внимание борьбе с фальсификацией исторических фактов. И этот призыв весьма своевремен: не за горами празднование 65-летнего юбилея Великой Победы над гитлеровской Германией. Казалось бы, святой праздник для всех россиян, неравнодушных к истории и судьбе своей родины. Тем не менее некоторые западные историки и политические фигуры (в частности, на Украине и в Прибалтике) ведут информационную войну, направленную, по мнению участников конференции, на разрушение российской государственности и национальной идентичности. Весьма подходящее для этих целей предательство командующего Русской освободительной армией генерала Андрея Власова, осознанно перешедшего на сторону врага, давно превратилось в орудие раздора, который сеется между нашими соотечественниками. "Цель информационной кампании достигнута - о Власове теперь знают все, - заявил архимандрит Тихон, - и многие говорят о неоднозначности его поступка".
И действительно - был ли Власов предателем, растерявшим в боях свою армию и дрожавшим за собственную жизнь, или напротив - обычной жертвой обстоятельств, именуемых сталинским террором? Возможно, в его положении нельзя было поступить иначе, так как только предательство могло спасти генерала от неминуемого расстрела. Хотя почему бы не воспользоваться выгодным предложением, ведь до славы героя, самоотверженно боровшегося со сталинизмом и строившего с врагом "Россию будущего", оставался буквально один шаг?
Соответственно возникает вопрос: можно ли оправдать такое естественное для любой войны явление, как власовщина? Нет, и еще раз нет - убеждены все члены "круглого стола". Причем против поступка Власова высказывались не только российские историки и священнослужители. Так, немецкий генерал-лейтенант бундесвера Франц Уле-Веттлер красноречиво осудил действия командующего РОА, утверждая, что отчаяние и политический страх, двигавшие Власовым, не могут служить оправданием его измене военной присяге. "Военный коллаборационизм не может быть оправдан, - заявил он, - эти люди изменили присяге и с оружием в руках боролись против соотечественников". Такую же жесткую и даже уничижительную оценку действиям Власова дал директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников, который привел слова министра культуры Александра Авдеева о том, что "стыдно идеализировать коллаборационизм в нашей стране". Если же это происходит, то исключительно с целью дестабилизации российского общества. Оправдать предательство с моральной точки зрения невозможно, убеждены он и остальные участники обсуждения.
Тем не менее, судя по данным опросов, которые были представлены в ходе "круглого стола" ведущим специалистом управления информации администрации губернатора Санкт-Петербурга Сергеем Кормилицыным, далеко не все россияне представляют себе всю низость поступка повешенного за пособничество врагу генерала. Опрос российских интернет-пользователей показал, что 24 процента респондентов вообще не считают военный коллаборационизм предательством, еще 22 процента уверены, что "воины" наподобие Власова сотрудничали с врагом из-за "обстоятельств": мол, нельзя было по-другому, и не нам их судить. Пришедшие в ужас от этих цифр историки посетовали на то, что до сих пор отсутствует четкая общественная позиция по осуждению военного коллаборационизма. "Выработка общественного мнения в отношении предпринимаемых в преддверии 65-й годовщины Победы попыток умышленно обелить предателей и очернить врага - наша главная задача", - отметил помощник руководителя администрации президента Игорь Сирош.
Вполне возможно, что сборник материалов конференции существенно повлияет на мнение тех, кто еще не осознал всю глубину нравственного падения генерала Власова. Но, как справедливо заметил генерал армии Махмут Гареев, всех патриотами все равно не сделаешь. Однако элементарное понимание гражданственности должно быть у каждого - тогда не будет и одобрения действий таких, как генерал Власов, а разговоры о его реабилитации стихнут сами собой.