17.11.2009 00:34
    Поделиться

    Новый законопроект серьезно ограничивает защитников в помощи арестантам

    Президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко отправил протестные письма председателю Госдумы Борису Грызлову, председателю Ассоциации юристов России Павлу Крашенинникову и в министерство юстиции.

    Адвокатское сообщество беспокоят поправки в Закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Депутаты приняли их только еще в первом чтении, а работать адвокатам в местах лишения свободы уже стало гораздо труднее. Сотрудники СИЗО открыто заявляют, что "обстановка изменилась" и потому "в тюрьму с мобильником нельзя!"

    Речь идет о частях 1 и 2 статьи 18 закона - "Свидания с защитником, родственниками и иными лицами". Эти нормы предлагается изменить и дополнить предложениями такого содержания: "Защитникам запрещается проносить на территорию места содержания под стражей и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой".

    В Федеральной палате адвокатов от таких ограничений схватились за голову. В Законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" записан и никем не отменялся порядок принятия законов, которые касаются всего адвокатского сообщества. Там сказано, что такие документы должны готовиться с участием самих адвокатов. Но Совет Федеральной палаты адвокатов не привлекался к проведению экспертизы законопроекта. Проще говоря, защитников вообще не спросили. По мнению адвокатского сообщества, законопроект не только нарушает их профессиональные права, но и серьезно ограничивает прописанное в Конституции право обвиняемых и подозреваемых граждан на квалифицированную юридическую помощь.

    Интрига еще и в том, что начальный вариант этого законопроекта, который был внесен в Госдуму в январе этого года, был несколько иным. Там было написано, что адвокатам можно пользоваться техническими средствами с "разрешения начальника места содержания под стражей или лица, его замещающего". Значит, авторы законопроекта не считали, что использование технических средств несовместимо с режимом следственных изоляторов и статусом обвиняемых и подозреваемых. Право пользоваться ими подтвердил и Верховный суд два года назад (N ГКПИ07-1188). В решении суда прямо указано, что неправомерно обосновывать запрет на использование технических средств во время свиданий адвокатов с подзащитными "требованиями обеспечения их изоляции и недопущения возможности воспользоваться такими средствами для воспрепятствования расследованию дела".

    Законопроект в том виде, в котором он прошел первое чтение, просто приравнивает защитника к родственнику арестанта, который выпросил у следователя свидание с близким в следственном изоляторе. Встреча с подзащитным в стенах следственного изолятора для адвоката - часть работы, причем не самая легкая.

    То, что прошедший первое чтение в Думе документ, скажем аккуратно, "сыроват" и слишком многое нарушает, заметили и в правительстве РФ. Отзыв на законопроект подписан заместителем председателя правительства РФ - руководителем аппарата правительства Сергеем Собяниным. Там дословно сказано, что "запрет на использование указанных технических средств во время свиданий подозреваемых и обвиняемых с адвокатами (защитниками) не должен препятствовать реализации защитником своих полномочий. В связи с этим необходимость отнесения к запрещенным техническим средствам компьютеров (особенно с учетом распространенности использования электронных правовых баз), множительной аппаратуры, а также фото- и видеоаппаратуры требует дополнительной аргументации".

    Комитет Госдумы по безопасности тоже подготовил свой отзыв: "По данным Федеральной службы исполнения наказаний, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы готовы при необходимости обеспечить возможность для защитников снятия за свой счет копий из материалов уголовного дела". Интересное утверждение. Пока нет никаких данных, что в учреждениях службы исполнения наказаний достаточно нужных технических средств. Как нет и правовой регламентации для изготовления техническими средствами службы копий документов из материалов уголовных дел для адвокатов.

    Адвокат, вооруженный только ручкой и блокнотом, - не лучший защитник для арестанта. А им, что греха таить, может оказаться кто угодно. Кстати, сегодня средний объем уголовных дел, например, по экономическим преступлениям, насчитывает сотни томов. Адвокат с подзащитным изучают эти материалы именно в камере СИЗО. Интересно, как он это будет делать по памяти?

    Поделиться