17.11.2009 00:50
    Поделиться

    Вульф Бернотат: E.ON вложит в российскую электроэнергетику 5,6 миллиарда евро

    В осеннем прогнозе 2009 года Еврокомиссия пришла к выводу, что экономическая рецессия осталась позади. Постепенно начинает расти доверие участников рынка, а следом можно ожидать и оживление инвестиционной активности. О перспективах сотрудничества с российскими компаниями "РБГ" рассказал председатель правления германского энергетического концерна E.ON Вульф Бернотат.

    - Господин Бернотат, насколько мировой финансовый кризис отразился на положении концерна E.ON в Германии и в других странах? Как сказался кризис на инвестиционной деятельности вашего предприятия в России?

    - Мировой экономический кризис не обошел стороной и энергетику, которая в принципе весьма устойчива к подобным потрясениям. Мы пересмотрели наши инвестиционные планы в новых, гораздо более сложных условиях. В результате были определены некоторые проекты, которые будут реализованы в более поздние сроки. В среднесрочном плане (2009 -2011 гг.) мы сократили объем инвестиций с 36 до 30 миллиардов евро. Тем не менее объем капиталовложений в течение этого периода будет составлять в среднем по 10 миллиардов евро в год. Я думаю, что сегодня в условиях глобального финансового кризиса вряд ли найдется еще одна компания, которая бы осуществляла столь крупные инвестиции. Что касается нашей деятельности в России, то мы выполним взятые на себя инвестиционные обязательства. В общей сложности E.ON осуществит инвестиции в один лишь российский рынок электроэнергетики на сумму 5,6 миллиарда евро.

    Мы намерены построить четыре новых энергоблока на базе высокоэффективных парогазотурбинных установок и современный, высокотехнологичный пыле угольный блок. Реализация трех из этих проектов уже начата, ввод в строй первого нового энергоблока намечен в начале 2010 года.

    - Вы довольны тем, как работает ваша компания в России по сравнению с другими рыночными подразделениями в Европе?

    - Позитивное развитие деятельности нашей российской компании укрепляет нашу уверенность в том, что мы находимся на верном пути. Несмотря на весьма сложные общие условия, показатели нашей деятельности в России удержались на высоком уровне и даже улучшились.

    Скорректированная прибыль российской компании до уплаты процентов и налогов (adjusted EBIT) в первом полугодии текущего года составила 34 миллиона евро. Если сравнить с первым полугодием 2008 года, увеличение прибыли составило 71 миллион евро. Мы полагаем, что по мере ослабления кризиса эта позитивная тенденция получит дальнейшее развитие.

    Наряду с общеполитическими условиями и развитием конъюнк туры решающим фактором успеха в будущем является, на наш взгляд, интеграция OГK-4 в концерн E.ON. В этом состояла одна из первоочередных задач после приобретения OГK-4. Преодолев некоторые трудности на начальном этапе, обусловленные, в основном, культурными различиями и языковым барьером, мы можем сказать сегодня, что процесс интеграции идет, в целом, весьма успешно.

    - Что вы можете сказать о реформах российской электроэнергетики? Подумывают ли немецкие концерны, в частности E.ON, о возможности дополнительных инвестиций?

    - Высокую оценку следует дать последовательной реализации программы либерализации российского рынка электроэнергии. Позитивным сигналом является и то, что российское правительство не сворачивает с курса либерализации даже в условиях экономического кризиса. Этот факт укрепляет доверие инвесторов к России и не в последнюю очередь способствует повышению надежности нашего инвестиционного планирования.

    Сделать, однако, предстоит еще многое, в частности, создать долгосрочный рынок мощности и условия для развития этого рынка. Этот процесс идет пока, к сожалению, довольно медленно. Это было бы в интересах всех инвесторов, если факторы неопределенности в отношении рынка мощности будут устранены в кратчайшие сроки.

    - Как вы оцениваете перспективы разработки Южно-Русского газового месторождения? Вы вполне довольны сотрудничеством российской стороны, в частности, что касается вашего участия в этом проекте?

    - Мы очень рады успешному завершению переговоров по Южно-Русскому месторождению. В деле обеспечения надежности поставок газа в Европу это очень значимый проект, являющийся также важным этапом в развитии наших многолетних связей с "Газпромом".

    В результате этого проекта концерн E.ON приобретает долю в 25 % в одном из крупнейших в мире газовых месторождений. Южно-Русское позволит нам сделать гигантский шаг в направлении расширения нашей деятельности в сфере добычи газа. На этом месторождении в течение 15-20 лет будет ежегодно добываться 25 миллиардов кубометров газа. Для сравнения могу сказать, что для снабжения 2,5 миллиона домашних хозяйств требуются чуть больше 6 миллиардов кубометров газа в год.

    - Правительство РФ составило перечень будущих проектов приватизации, в частности в энергетическом секторе. Намерен ли E.ON принять участие в этой программе приватизации, реализация которой намечена на 2010 год?

    - В ближайшие годы мы собираемся сосредоточить свои усилия в России на вопросах роста уже имеющегося бизнеса. Это значит, что мы будем реализовывать весьма обширную программу строительства новых энергоблоков на сумму в 2,3 миллиарда евро. В результате этих инвестиций мы повысим суммарную установленную электрическую мощность наших российских электростанций на 2,3 ГВт (т. е. до 11 ГВт), что позволит нам стать одним из важнейших электрогенерирующих предприятий России. Менеджмент и сотрудники российского подразделения E.ON будут активно заниматься решением именно этих задач.

    - Как вы оцениваете условия выхода российских предприятий на рынок Германии и, наоборот, западных фирм - на рынок России? Какие проблемы вы видите в этой связи, в частности в плане предоставления зарубежным предприятиям доступа к электросетям Германии?

    - Если говорить об энергетике, то здесь как раз в последние годы имело место очень позитивное и динамичное развитие, причем как в России, так и в Германии. Важной вехой в этой связи явилось открытие российской электроэнергетики для ино странных инвесторов, в частности для E.ON, на привлекательных для предприятий условиях.

    Сегодня доля иностранных инвестиций в российской электроэнергетике составляет примерно шесть процентов. Если говорить о газовой отрасли, то в прошлом году мы приобрели долю в Южно-Русском газовом месторождении, одном из месторождений-гигантов. В прошлом монополия освоения подобных промыслов принадлежала исключительно "Газпрому". А сегодня мы, наряду с еще одним германским партнером, получили возможность участия в совместном российско-германском проекте.

    В свою очередь, в Германии "Газпром" почти на паритетных началах со своим немецким партнером участвует в компании Wingas, имеет долю участия в компании Verbundnetzgas и является главным спонсором Schalke 04, одного из популярнейших футбольных клубов бундеслиги.

    E.ON активно выступает за дальнейшее открытие европейских рынков электроэнергии. В результате добровольной продажи 5000 МВт генерирующих мощностей и сетей сверхвысокого напряжения иностранным конкурентам, а также в результате отчуждения компании Thuga, которой принадлежит более 90 миноритарных пакетов в коммунальных энергетических предприятиях Германии, мы активным образом способствуем развитию конкуренции на германском рынке.

    Что касается сферы генерации, то мы уже подписали соглашения об обмене 4400 МВт генерирующих мощностей со шведской компанией Statkraft, бельгийской фирмой Electrabel и австрийской фирмой Verbund. Компанию Thuga мы продали консорциуму коммунальных инвесторов. А совсем недавно нам удалось заключить соглашение о продаже наших сетей сверхвысокого напряжения в Германии.

    - Каковы перспективы реализации проекта "Северный поток" в период финансового кризиса? Собирается ли руководство концерна E.ON прикладывать дополнительные усилия к тому, чтобы добиться решающего прорыва в реализации проекта строительства газопровода?

    - "Северный поток" - это долгосрочный инфраструктурный проект, который в значительной степени будет способствовать дальнейшему повышению надежности поставок газа на рынки Западной Европы. Реализацию "Северного потока" мы никогда не ставили под сомнение даже в период финансового кризиса.

    Структура финансирования проекта базируется на весьма прочном фундаменте - 30 процентов предоставляется акционерами-участниками, 70 процентов кредитуется. Банки весьма заинтересованы в финансировании проекта, поскольку речь идет о важном инфраструктурном проекте европейского масштаба, сулящем стабильные доходы в течение длительного периода времени.

    Кроме того, гарантами на правах акционеров выступают три ведущие энергетические компании Европы и крупнейшая в мире газодобывающая компания.

    Мы уже добились значительного прогресса в осуществлении проекта. Правительства Дании, Швеции и Финляндии дали свои разрешения на строительство газопровода "Северный поток".Это важный рубеж в плане соблюдения сроков начала строительства трубопровода, намеченного на 2010 год. Мы рассчитываем получить все необходимые разрешения до конца этого года.

    - Можно ли считать проект строительства газопровода "Набукко" альтернативным способом обеспечения надежности энергоснабжения Европы и, в частности, Германии? Некоторые международные эксперты выразили сомнения по поводу возможности наполнения этого трубопровода газом.

    - Мы считаем, что эти два проекта не конкурируют между собой. Спрос на газ в Европе в долгосрочной перспективе будет расти, а объемы собственной добычи снижаться. По оценкам экспертов, через 15 лет Европа будет нуждаться в дополнительной поставке 200 миллиардов кубометров газа.

    Пропускная способность "Северного потока" составит 55 миллиардов кубометров в год. Таким образом, этот трубопровод сможет удовлетворить дополнительные потребности в газе лишь на четверть, что частично решает проблему. Поэтому и "Северный поток", и "Набукко" в значительной степени будут способствовать диверсификации маршрутов транспортировки и источников поставок, а также обеспечению надежности газоснабжения Европы.

    Что касается стадии разработки и реализации, то "Северный поток" станет первым общеевропейским проектом подобного рода. В отношении "Набукко" согласованы лишь общие политические условия реализации проекта, но окончательного инвестиционного решения пока не принято.

    Поделиться