17.11.2009 00:21
    Поделиться

    В Прикамье ужесточается контроль за качеством ремонта дорог

    Грядущее повышение транспортного налога в очередной раз заставляет автовладельцев и городские власти задуматься о контроле качества ремонта дорог. Ведь далеко не всем легковушкам удается уцелеть на городских и краевых ухабах.

    Прикамье нередко упоминают в числе лидеров Приволжского округа по строительству новых магистралей, но качество текущего ремонта дорог здесь по-прежнему вызывает массу нареканий.

    Подрядные строительные организации пока не готовы выполнять повышенные требования к качеству работ.

    Три года назад ситуация в отрасли привела даже к созданию нового общественного движения, добровольно взявшего на себя функции контроля за качеством работы дорожников. С тех пор и в осмыслении проблемы, и в самой отрасли произошли заметные изменения. Бюджет дорожного строительства значительно вырос - в прошлом году до рекордных 9,6 миллиарда рублей. У некоторых предприятий дорожной отрасли появились новые владельцы и соответственно изменился уровень менеджмента.

    В 2009 году на строительстве и ремонте дорог планируется освоить 7,8 миллиарда рублей. Для кризисных времен сумма тоже достаточно значительная. И все же, по окончании сезона дорожного строительства возникает традиционный вопрос: насколько эффективно были потрачены выделенные средства?.

    - В сравнении с 2008 годом можно говорить о положительной тенденции, - сказала корреспонденту "РГ" руководитель дорожного агентства Пермского края Елена Громова. - В 2008 году отремонтировано 82,73 километра, а в 2009-м - 180,2, построено 59,8 километра дорог. В натуральных показателях плановый объем выполнен. Тем не менее не все задачи решены, особенно по качеству работ. Разработанный агентством проект регионального стандарта приемки и эксплуатации автомобильных дорог, а также привлечение независимых экспертов позволили значительно повысить качество проектных и строительных работ. Проблема в том, что не все подрядчики готовы к повышенным требованиям. Сейчас перед ними встает непростой выбор - изменить стиль работы или уйти с рынка.

    Найти общий язык заказчикам и подрядчикам удается далеко не всегда.

    - По итогам этого сезона видно, что в связке "администрация-подрядчик" ведущую роль по-прежнему играет подрядчик, - говорит лидер общественного движения "Мы скорбим по пермским дорогам" Денис Смагин. - Регулярный ремонт в этом году можно оценить как более оперативный, но системного перелома в отношении к дорогам не наблюдается. Особенно остро стоит проблема в удаленных районах: на Гайве и в Закамске. Несмотря на штрафные санкции, скорее, пугающие, нежели действенные, подрядчики продолжают работать не по графику. Причину увидеть несложно: тендеры на дорожные работы организуются слишком поздно, а деньги к подрядчикам часто поступают только в середине лета. Но вне зависимости от поступления денежных средств стоило бы утверждать графики проведения работ. Так можно избежать укладки асфальта в осенние месяцы, сместив на этот период обустройство прилегающих территорий.

    Пермякам известны несколько случаев, когда в результате несистемной работы контролирующих организаций и подрядчиков график работ на основных транспортных магистралях города откровенно срывался. В нынешнем году не смогли вовремя реконструировать улицу Ленина. В итоге - автомобильные пробки на объездных улицах в самом центре города.

    Сроки окончания капремонта переносились несколько раз. В результате приемка намечена только на 2010 год. Мэрия обещала оштрафовать нерадивого подрядчика, но автомобилистам и пассажирам от этого не легче.

    По мнению руководителя дорожного агентства Пермского края, необходимо менять саму систему взаимоотношений контролирующих органов и подрядных организаций. В этом году она претерпела значительные изменения - внедрена независимая экспертиза, позволившая усилить контроль за подрядными организациями со стороны как дорожного агентства, так и органов местного самоуправления.

    В частности, агентство проверило качество работ по капитальному ремонту дорог муниципального значения - в августе на все объекты выезжала лаборатория, а выявленные дефекты подрядчики устраняли за свой счет.

    На последнем заседании правительства Пермского края внесены изменения в порядок реализации приоритетного регионального проекта "Муниципальные дороги". За дорожным агентством закреплено право участвовать в работе комиссии по приемке работ по капитальному ремонту автодорог и искусственных сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

    - На каждый вложенный муниципалитетом рубль краевой бюджет выделяет три, поэтому мы имеет право знать, насколько качественно будут отремонтированы объекты, - уточняет Елена Громова. - Дорожное агентство может приостанавливать или уменьшать финансирование из краевого бюджета, если выявляются факты нецелевого расходования средств. Кроме того, у нас появится право выборочного мониторинга качества выполняемых работ и номенклатуры применяемых материалов на объектах, софинансируемых за счет региональной казны.

    В будущем бюджет дорожного строительства, скорее всего, уже не будет таким большим, как в последние два года. Нехватку средств не сможет в полной мере компенсировать и рост транспортного налога. В Прикамье все доходы от его планируемого увеличения намерены передавать муниципалитетам. По предварительным данным, поднятие ставки транспортного налога в 2011 году обеспечит прирост поступлений на 233 миллиона рублей. Это позволит содержать в нормальном состоянии на 20 процентов городских дорог больше, чем сейчас.

    Поделиться