17.11.2009 00:30
    Поделиться

    С первыми морозами в столице начнут чистить малые реки в коллекторах

    В ночь с понедельника на вторник официально завершилась сезонная навигация на Москве-реке. С закрытием последнего шлюза в районе Коломенского все корабли встали на прикол - кроме технического флота "Мосводостока".

    Восемь специализированных судов и зимой продолжат убирать акваторию от мусора. Если река замерзает, на помощь выходят два ледокола. На одном из них - "Норде" (он же и буксир) - накануне прокатился корреспондент "РГ".

    - Москва-река замерзает не всегда и не везде - в зависимости от зимы, - рассказывает капитан "Норда" Александр Исаев. - Вот в 2004 году, помню, лед был сантиметров 30. А есть места, например, ниже Сабурова, где льда никогда не бывает, там химии много.

    Зимой за каждым теплоходом-мусоросборщиком закреплен свой участок: один убирает самую протяженную часть реки, включая центр города; другой - выше по течению, в месте впадения Студенец-Ваганьковского ручья; третий несет вахту ниже плотины гидроузла на Яузе (Золотой Рожок)... За прошлый зимний сезон улов составил свыше тысячи кубометров мусора, а всего за год - свыше четырех тысяч. Летом теплоходы ежедневно собирают от 3 до 13 тонн мусора, выгружают его на берег в Нагатино, оттуда самосвалами вывозят на полигоны.

    - За 10 лет река стала намного чище, - уверяет капитан "Норда". - И мусор стал другим. В 90-х годах, когда не было очистных сооружений, повсюду бревна-топляки плавали, а теперь за каждым окурком гоняемся. Беда с пластиковыми бутылками. Вон торчат горлышками как поплавки. Если не убирать каждый день, по всей реке бы плавали...

    Пока шли от "Новоспасского моста" до Белого дома, капитан и моторист Владимир Воронин (эти двое - вся команда) сетовали на кризис: "Премии перестали нам платить, а зарплата, стыдно сказать, 15-20 тысяч рублей. Хотя производство считается вредным - шум, вибрация, выбросы, близость воды... Не зря мужчинам пенсия с 55 лет полагается. Смена по 12 часов. Вообще-то при нахождении на судне положено горячее питание, но его нет".

    И за состояние флота у речников душа болит. "Теплоходы в основном старые, отходили лет по 30, хотя моральный износ считается с 25 лет, - жалуется Исаев. - Дизели требуют капремонта, запчастей нет. Правда, у нас механик - золото, где-то что-то найдет, переберет - вроде на ходу". "Ну почему, в этом году мы получили два новых быстроходных катера - "Сходня" и "Сетунь", - возражает пресс-секретарь "Мосводостока" Игорь Епифанов. Это из хороших новостей.

    Издали увидели мусоросборщик, стоящий напротив Белого дома. Ковш-клюв забит под завязку. Работник специальным багром вылавливает с воды разноцветные веселые шары. Капитан-механик Юрий Волков с борта ругается: "Матросов сократили - теперь моторист с сачком по берегу бегает".

    Несмотря на недовольства, речники своей работой гордятся. Шутка ли, держать в чистоте и порядке 67 километров Москвы-реки - от Карамышевской плотины до Бесединского моста у города Дзержинского. Весь городской участок входит в зону ответственности "Мосводостока".

    - Если нас не будет - столица утонет, - говорит Исаев. - Мы же еще вывозим наносы с малых рек... Например, засорится бурная Неглинка, закупорит коллектор - получится эффект закрытой бутылки. Вода выбьет и выльется из берегов. Ниже Новоспасского коллектора однажды так подмыло здание. А когда в Лужниках забился ливневый коллектор - едва не затопило теннисные корты.

    С первыми морозами "Мосводосток" возьмется за очистку малых рек, спрятанных под землю. Кстати, из 160 речек и ручьев, которые впадают в Москву-реку, две трети спрятаны в трубы-коллекторы, проложенные на глубине 6-8 метров. По словам Епифанова, теперь город и не прочь бы откопать часть речек, да сверху над ними уже много что построено. Вот в коллекторах речки никогда не замерзают.

    Поделиться