17.11.2009 01:00
    Поделиться

    Глава Росводресурсов Марина Селиверстова: Что меняется в водопользовании

    В последнее время вопрос безопасности водных объектов стал едва ли не самым актуальным. Никто не знает, где может прорвать в следующий раз.

    В России более 60 тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), включая транспортные, мелиоративные, промышленные, коммунальные, энергетические и другие формы собственности. Как обеспечить безопасность гидроэнергетики? Мы решили поговорить об этом с руководителем Росводресурсов Мариной Селиверстовой.

    - Марина Валерьевна, существуют ли в принципе новые модели, позволяющие с математической точностью строить не только прогнозы, но и обеспечивать безаварийную работу объектов гидроэнергетики?

    - Мы прогнозы не строим. Это компетенция Росгидромета. Наши полномочия - расчет и установление режимов работы ГТС.

    А вообще такие программы и технологии прогнозирования, конечно, есть. Например, инновационные модели функционирования каскадов водохранилищ. В системе Росводресурсов для расчетного обоснования режимов работы водохранилищ используются программный комплекс ECOMAG и компьютерная программа "имитационная модель функционирования каскадов водохранилищ VOLPOW". Первый дает возможность проводить расчеты всех факторов формирования стока, например, слоя атмосферных осадков, величины увлажнения, промерзания почвы и собственно речного стока. А с использованием модели VOLPOW выполняются расчеты планируемых и фактических режимов работы гидроузлов с определением притока воды к водохранилищам.

    Эти программные продукты используются для расчетов по Волжско-Камскому каскаду водохранилищ, по Ангаро-Енисейскому, Зейскому, Бурейскому водохранилищам, водохранилищам Москворецкой водной системы, Краснодарскому водохранилищу. Эти модели уже неплохо себя зарекомендовали, они высокоточные.

    А что касается обеспечения безаварийной работы объектов гидроэнергетики, то прежде всего она достигается надлежащим состоянием самого ГТС и соблюдением эксплуатирующей организацией установленных режимов эксплуатации.

    - А как же промышленная безопасность?

    - Вопросы промышленной безопасности прежде всего касаются технического состояния сооружений водообеспечения производства, удаления и хранения жидких отходов производства. Исходя из декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая имеется на каждом объекте, устанавливаются режимы работы и эксплуатации этих сооружений.

    - То есть проверками всех этих ГТС не вы занимаетесь?

    - Нет. Это зона ответственности Ростехнадзора. Мы не надзорный орган, в нашей компетенции установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, режимы работы гидроузлов.

    - А что происходит с бесхозяйными ГТС? Эта проблема так и не решена до сих пор?

    - Я бы сказала не проблема, а задача, которая на протяжении последних пяти лет достаточно эффективно решается. По Закону "О безопасности гидротехнических сооружений" вопросы безопасности бесхозяйного ГТС - зона ответственности субъекта РФ.

    В течение последних четырех лет за счет средств федерального бюджета регионам предоставляются средства на капитальный ремонт бесхозяйных ГТС. Поэтому задача каждого региона провести инвентаризацию и выявить такие ГТС. Практически везде эта работа проводится.

    - Поэтому вы спокойны, что нигде нет мины замедленного действия...

    - Согласно актам правительства РФ вопросы приоритетности капитального ремонта, к примеру плотины, регион определяет самостоятельно, исходя из ее фактического технического состояния. Агентство в эти вопросы не вмешивается. Субъект РФ отвечает за благополучие и безопасность населения, а следовательно, и за обеспечение технической безопасности вверенных ему объектов.

    - Но в регионах порой не хватает средств на выплату долгов по зарплате, не говоря уже о ремонте плотины или дамбы...

    - Как я уже говорила, средства на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований и бесхозяйных ГТС, предоставляются из федерального бюджета. За последние четыре года эта сумма составила около 5,5 млрд рублей, за счет которых отремонтировано более 1060 ГТС.

    - Средства выделяются в полном объеме?

    - Софинансирование самого субъекта РФ должно составлять не менее пяти процентов от общей стоимости ремонтных работ.

    Но может быть и больше. Это зависит от финансовых возможностей региона. Сегодня федеральный центр основную тяжесть финансового бремени по обеспечению безопасности взял на себя. И задача субъекта - разработать программу капитальных ремонтов в регионе и своевременно представить проектно-сметную документацию. Как раз сейчас у нас в агентстве проходит "защита" бюджетных проектировок субъектов РФ, в том числе и по субсидиям на капремонт ГТС.

    - Количество бесхозяйных ГТС сокращается?

    - По данным инвентаризации, в России около 3,5 тысячи ГТС, из них с 2005 года отремонтировано более 150 бесхозяйных сооружений. Причем большая часть из бесхозяйных сооружений, по мнению специалистов, подлежит ликвидации. Осложняет решение вопроса установленная гражданским законодательством длительная процедура признания имущества бесхозным.

    - Согласно Закону "Об охране окружающей среды" введено понятие наилучшей существующей технологии. Что меняется в водопользовании?

    - Это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду. И несмотря на то, что само агентство их не применяет, при предоставлении права пользования водным объектом побуждаем водопользователей к применению наилучших существующих технологий (НСТ).

    На сегодня минприроды формирует реестр НСТ. Ведь мнение любого разработчика или производителя субъективно. Для того чтобы исключить субъективный подход и определить, что конкретная технология является действительно наилучшей, и проводится эта работа.

    - Хотелось бы все-таки услышать примеры...

    - Для того чтобы предстоящие ХХII Олимпийские игры провести с минимальными экологическими потерями, разработана концепция управления сточными водами, включая транспортировку, очистку в горном и прибрежном кластерах. Концепцией предусматривается строительство сооружений биологической очистки сточных вод с внедрением современной мембранной технологии доочистки (ультрафильтрация, микрофильтрация).

    При подготовке воды для питьевых целей все шире применяются последние достижения в области обеззараживания вод с использованием методов ультрафиолетового облучения, озонирования.

    Сегодня эти методы и технологии уже применяются в Санкт-Петербурге и в Москве.

    - После появления реестра будут ли рекомендации использования технологий минприроды носить рекомендательный характер?

    - Сегодня - да. В дальнейшем, я думаю, что совместно с нашим министерством нужно разрабатывать механизмы, стимулирующие водопользователей, внедрять эти наилучшие существующие технологии, используя экономические методы стимулирования. Ведь все это требует технического оснащения и, безусловно, является дорогостоящим мероприятием...

    Можно пойти по пути установления предельной ставки платы за сброс сточных вод ненормативного качества. Кстати, в нашей стране плата за сбросы неочищенных стоков самая низкая в мире. На ваш взгляд, является ли это стимулом к применению НСТ и перевооружению?

    - Вы говорите про штрафы?

    - Это не штрафы, а ставки платы.

    - Это и называется "экономическим стимулированием"?

    - Методы экономического стимулирования - это совокупность инструментов. Включая и адекватные ставки платы, и соответствующие льготы для тех, кто применяет НСТ и перевооружается.

    Поделиться