Новости

18.11.2009 13:49

"Поциэнта" "оррестовали"

Первокурсники журфака МГУ "завалили" установочный диктант

Из более чем 200 первокурсников, писавших работу, лишь пятая часть студентов сделали 8 и меньше ошибок на страницу текста. Остальная масса, включая 15 "отличников", поступивших на журфак со стобалльными результатами Единого госэкзамена, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Бывали и такие, кто делали по 3-4 ошибки в одном слове, так что и смысл понять нельзя было.

Почему будущие мастера пера скатились до ошибок типа "через-чюр" и "поциэнт", корреспондент "РГ" спросил декана факультета журналистики МГУ Елену Вартанову.

Елена Вартанова:  Так называемые установочные диктанты студенты факультета журналистики в первом семестре писали всегда, и этот год не стал исключением. Это многолетняя традиция нашей кафедры стилистики русского языка, родившаяся еще при самом Дитмаре Эльяшевиче Розентале. Но самое главное - факультет и не пытался перепроверять результаты ЕГЭ, вузы не имеют такого права. Просто настало время оценить студенческие знания, их соответствие программе факультета по русскому языку, чтобы понимать, как дальше строить учебный процесс.

Российская газета:  Что будет с "двоечниками"? Будете учить заново или отчислять?

Вартанова:  Наши университетские преподаватели обескуражены. Уровень грамотности оказался заметно ниже, чем раньше. Ошибок очень много! Некоторые орфографические перлы студентов уже разошлись на цитаты: "рыца" (рыться), "поциэнт", "генирал", "через-чюр", "оррестовать". И смешно и грустно. Будем повышать уровень грамотности, корректируя учебные планы и вводя дополнительные занятия. Ничего другого нам не остается. Никаких массовых репрессивных мер вроде отчислений мы не планируем. Первокурсники, в общем, не очень виноваты. Хуже будет, если напишут диктант так же плохо, например, спустя год.

РГ:  В сложившейся ситуации обвиняют Единый госэкзамен, судя по результатам стобалльников, необъективен.

Вартанова: Проблема не в ЕГЭ. Единый государственный экзамен - это одновременно и проверка школьных знаний, и инструмент, при помощи которого проводится отбор в вузы. Но сам уровень грамотности выпускников школ совершенно не зависит от того, какой инструмент был применен - тест, диктант или сочинение. Если уровень в целом низкий, значит он низкий. ЕГЭ точно не снижает уровень реальных знаний. Ведь те ребята, которые поступили к нам через совместную олимпиаду факультета журналистики и "РГ" "Стань журналистом!", установочный диктант написали нормально. У них знание русского языка еще весной проверяли наши преподаватели, а летом они - как и все выпускники - сдавали ЕГЭ.

РГ: Тогда в чем причина?

Вартанова: К сожалению, эта беда во многом идет из общеобразовательной школы. То ли детей учат не так, то ли не тому. Ведь владение языком - это не только умение ставить пропущенные буквы и запятые. Слова еще нужно уметь писать целиком, знать их происхождение, а из слов составлять предложения, создавать стиль. Грамотность формируют и культура чтения, и культура письменной речи. Журналисту без этого вообще нечего делать в профессии. Я не знаю точно, что происходит в школе, но виден результат - многие молодые люди не умеют пользоваться родным языком. Есть и вторая сторона медали. Откуда берутся эти жуткие эрратизмы типа "рыца" вместо "рыться"? Ведь это, скорее всего, сознательное искажение слова. Но его бессознательно подобрали в Интернете, а потом написали в диктанте. Школьники пользуются сленгом блогов, чатов, форумов, и, как это ни удивительно, просто могут не знать, что на самом деле слова пишутся не так. И уродуют язык также, как это делается в сети. Получается, что электронный новояз, стихийно придуманный однажды продвинутыми взрослыми, выхолостил языковую культуру следующих поколений. Проблема комплексная.

Пример проверочного диктанта на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова

"Свинцово - серебряный ноябрь 1918 года. Обледенелые, мощенные булыжником московские улицы, ледяной ветер, голод. Вот в таких условиях готовился Всероссийский съезд советских журналистов. 10 ноября, вечером, в небольшой, беленной известью комнате собрались трое друзей. Им предстояло создать проект устава будущего объединения журналистов. Кто же были эти трое?

Один - небезызвестный в то время литературовед Михаил Гершензон. Другой - сверхизысканный и утонченный поэт Владислав Ходасевич. Третий - инициатор создания Союза публицист Михаил Осоргин.

- Нужно привлечь как можно больше нашей братии, - говорил, постукивая деревянным карандашом по листу серой нелинованной бумаги, Осоргин.

- Будет Союз массовым, а дело хорошо организованным - придется властям с нами считаться, - горячо начал Осоргин.

Работа затянулась далеко за полночь. Расставались, когда сквозь заиндевевшие стекла заблистала светло - розовая полоска рассвета.

Настоящая фамилия Осоргина - Ильин. Родился он в Перми в интеллигентной семье. Учился на юридическом факультете Московского университета и очень рано стал сверхактивно сотрудничать с разными газетами и журналами. Одновременно приобщился к революционной деятельности, о чем впоследствии несколько скептически писал: "Больше, чем я сам, участие в революции принимала моя немаленькая двухъярусная квартира, где собирался всяческий люд".

Арест в 1905 году, эмиграция. За десять лет ссылки Осоргин много преуспел в журналистике, стал постоянным корреспондентом "Русских ведомостей", приобщился к беллетристике: выпустил книгу о своей жизни в Италии. Наконец полулегально вернулся в Москву.

И вот октябрьские дни революционного переворота. В течение нескольких месяцев частная периодическая печать была ликвидирована, сотни журналистов оказались выброшены на улицу. Осоргин и его друзья решили прийти им на помощь. Так возникло первое профессиональное объединение журналистов в советской России.

И после создания Союза Осоргин продолжал свою общественную деятельность. Он начал работать в Комитете помощи голодающим. Советская власть восприняла это как удар по собственному престижу. Не просуществовал Комитет и пяти недель, как все его члены по личному приказу Ленина были арестованы. А затем журналист был поставлен перед выбором: высылка из страны или расстрел. На прощанье следователь предложил заполнить анкету, и на первый ее вопрос: "Как вы относитесь к советской власти?" - Осоргин ответил: "С удивлением".

Умер он 27 ноября 1942 года во Франции. Книги Михаила Андреевича вернулись в Россию только теперь. Пусть же вернется и память об этом необыкновенном человеке, столько сделавшем для тех, кого еще недавно было принято называть тружениками пера.

(Журналисты ХХ века: люди и судьбы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.)

Ошибки:

непросуществовал - не просуществовал

за пол ночь - за полночь

небезисвесный - небезызвестный

двух яросная - двухъярусная

мащеная - мощенная (булыжником)

лекведирована - ликвидирована

софетских - советских

сезд - съезд

щетаца - считаться

сверх изысканный - сверхизысканный

Популярное на сайте

Последние новости