Крупнейшая авиакомпания республики в целях безопасности полетов отказалась использовать авиационный керосин, тысячи тонн которого недавно были завезены в Якутск.
3600 тонн топлива высшего сорта для реактивных двигателей было закуплено для одного из авиапредприятий республики на средства алмазодобывающей компании. Тремя танкерами груз доставили в Ленск. Однако лабораторные испытания показали, что топливо не соответствует Государственному стандарту. Температура кристаллизации оказалась выше установленной нормы.
- Это означает, что на стадии производства из авиакеросина не до конца удалена вода, - пояснила "РГ" руководитель испытательной лаборатории нефтепродуктов Якутской нефтебазы Эльмира Шейхрамова. - В полете, на большой высоте, она может замерзнуть и забить топливные фильтры самолета.
Авиапредприятие, которому предназначался керосин, отказалось принимать горючее с таким паспортом качества. Так и не разгрузившиеся танкеры пришли в Якутск - владелец груза вынужден был искать, куда слить топливо, чтобы оно не осталось в танках судов на зиму. На местной нефтебазе ему пошли навстречу и выделили единственную пустовавшую емкость. Но весь керосин в нее не вошел - на одном из теплоходов осталось 700 тонн.
Больше месяца танкер нигде не мог разгрузиться. Генеральный директор головного предприятия Иван Никитин запретил руководству нефтебазы принимать топливо с этого судна, чтобы не допустить его смешения с другим. Лишь в середине октября остатки горючего приняла топливозаправочная компания, базирующаяся в аэропорту города.
Возник вопрос: какую технику им будут заправлять? Как сообщил корреспонденту "РГ" пожелавший остаться неизвестным специалист по поставкам ГСМ, лучшее, что можно сделать с этим керосином, - перевести его в арктическое дизельное топливо.
- Трактор - не самолет. Даже если заглохнет, с многокилометровой высоты не рухнет, - объяснил он.
По-иному смотрит на ситуацию заместитель генерального директора топливозаправочной компании Константин Захаров.
- При чем здесь ГОСТ? - возмущается он. - Кто сейчас работает по ГОСТам? Существуют нормы технического регламента, в соответствии с которыми (по результатам тех же лабораторных исследований, легших в основу конфликта) это нормальный авиакеросин. Если бы он был некондиционным, мы бы его не стали получать. Мы проводим свое исследование, и окончательное решение о том, как поступать с этим топливом - заправлять им самолеты, отбраковывать или пускать на другие нужды, - тоже принимаем мы.
Тем не менее в самой крупной авиакомпании Якутии, эксплуатирующей пассажирские "Боинги" и потребляющей до 70 процентов топлива этой марки, проявили серьезное беспокойство. Авиаторы опасаются, что поступившее горючее обезличат, смешав с другим. В письме на имя руководителя топливозаправочного предприятия генеральный директор компании Иван Простит заявил, что не только отказывается от применения этого керосина в осенне-зимний период 2009/10 года как в чистом виде, так и в смесях, но будет решать вопрос заправки самолетов лишь после дополнительного исследования качества топлива.