Новости

18.11.2009 00:30
Рубрика: Культура

Деньги на ветер перемен

У творцов свой взгляд на господдержку кино

Объем средств, которые государство предполагает направить на поддержку отечественного кино, в 2010 году должен увеличиться вдвое. Планируется также изменить и саму схему распределения бюджетных средств.

На этой неделе Гильдия продюсеров России соберется в полном составе, чтобы обсудить давно назревшие изменения в развитии индустрии. А 18 и 19 ноября состоится конференц-форум кинематографической общественности "Российская киноиндустрия-2009". Накануне мы побеседовали с известными кинематографистами о том, чего они ждут от уже озвученных инициатив.

Владимир Досталь, продюсер, генеральный директор ООО "Кинокомпания Аврора":

- Давайте представим себе, что программа, принятая на Совете по развитию кинематографии, в том или ином виде начнет осуществляться. Но что она изменит, что мы получим в результате? Мы получим, может быть, чуть большее количество фильмов. Допустим, вместо 120 появится 153 картины. Из этих 153 максимум 4-5 будут бороться между собой за пару недель в прокате под Новый год. Но что будет происходить с киноиндустрией в целом? - Ничего. Поэтому для меня сейчас вопрос деления государственных денег - вопрос вторичный. На какой-то период я бы оставил старую систему, а деньги, которые добавляет бюджет, я бы направил на организацию возврата средств. Киноиндустрия не будет работать, если не будет создан механизм возврата. Мы сможем появиться на наших экранах, только если у нас значительно увеличится количество залов, - это первое. Еще один вопрос - введение электронного билета, о чем разговор ведется уже 11 лет. И только сейчас я слышу, что этот проект был поддержан премьер-министром и, очевидно, должен сдвинуться с мертвой точки. Далее - пиратство, как на DVD, так и в Интернете. Все это - каналы утечки наших средств. И решение этих проблем и есть механизм, необходимый для того, чтобы наш рынок заработал.

Алексей Учитель, режиссер, продюсер, председатель правления ТПО "Рок":

- Начнем с положительных моментов: когда в два раза увеличен бюджет на производство фильмов - это, безусловно, здорово. Это даст толчок развитию российского кино, потому что количество обязательно должно перейти в качество.

Другое дело - как деньги распределять. Этот вопрос всегда был тонким и сложным и не всегда справедливым. Для меня объективно только одно: если продюсер или режиссер представляет свой проект и он интересен - он должен быть обязательно профинансирован. В какой форме - это второй вопрос. Но только объективное отношение к самому проекту, а не к конкретному продюсеру или студии должно быть взято за основу. Мне кажется, что создание Фонда развития кино, который займется распределением денег, - идея неплохая. Это все-таки общественная организация, которая может создать некий механизм, который будет объективно определять качество проекта. Данная система существует на сегодняшний день и в министерстве культуры, плохая она или хорошая, объективная или нет. И хотя идею фонда в целом я могу поддержать, то та система, где деньги распределяются пяти-семи крупным компаниям, которые станут по примеру Голливуда основными студиями страны, мне кажется, на сегодня будет неправильной и искусственной. Если брать за основу успехи в прокате, это будет не совсем справедливо по отношению к другим продюсерам.

Есть 2-3 примера дешевых по бюджету фильмов, которые действительно окупились и принесли некую прибыль. Остальные - более 90% картин, которые выпускаются в прокат, - себя не окупают. И я согласен с теми, кто говорит, что главное для того, чтобы индустрия российского кино приносила деньги, - это залы. Их катастрофически не хватает. Сейчас их 1,5 тысячи, а нужно 5-6 тысяч. Эту проблему надо решать в первую очередь. Когда это будет сделано, я думаю, российские картины начнут смотреть и они будут приносить определенную финансовую прибыль.

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, народный артист РФ:

- Я твердо знаю одно: пока не будет продумана и образована система кинопроката отечественных фильмов, то есть пока не будет решена проблема встречи кинопродукции со зрителем, никакие модели, связанные с необходимостью возврата получаемых от государства денег, не будут работать. Что же касается непосредственно системы государственной поддержки в сфере кино, то мне кажется, что деньги на государственные заказы (а их именно так и следует называть) должны распределяться по конкретным проектам, как это было всегда, а не по студиям. Решение о распределении средств должно принимать специальное независимое экспертное жюри. Такого рода механизмы уже давно отработаны во всем мире, они существовали и у нас в стране, так что изобретать велосипед здесь не нужно.

Сергей Члиянц, продюсер, член Гильдии продюсеров РФ:

- Модель государственной поддержки кинопроизводства сейчас обсуждать довольно трудно, поскольку мы не знаем конкретного механизма, он так и не был обнародован. А выделять деньги одному продюсеру с тем, чтобы он передал их другому, на мой взгляд, нецелесообразно. Получается какая-то недобросовестная конкуренция, происходит узурпация творческого имени, творческих идей - все это очень спорно. То, что я слышал о новой модели до сих пор, мне не очень симпатично, причем несимпатично в обоих случаях: если я окажусь в числе тех, кому достанутся бюджетные деньги, и если я среди них не окажусь.

Действительно, необходимость ограничить число получателей государственных средств была: их не может быть 400, в России просто нет такого количества режиссеров, продюсеров, драматургов. В результате деньги нередко получают дилетанты. Вместе с тем такое резкое сужение круга лиц - с 400 до 5-6 - это не метод. Выходом здесь может стать проведение аттестации кинокомпаний по профессиональным признакам, причем профессиональное сообщество может квалифицированно в этом разобраться, но проблема в том, что с ним никто не советуется. Все же при условии соблюдения гласности, открытости, демократической процедуры можно добиться принятия взвешенного решения.

Культура Кино и ТВ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники