Транспортный налог, ставку которого на прошлой неделе удвоили депутаты, вернется к своему привычному уровню.
Решение его увеличить будет пересмотрено и, скорее всего, отменено. Сейчас закон о его повышении, вызвавший массовое недовольство автомобилистов, находится в Совете Федерации, но сенаторы планируют вернуть его в Госдуму.
Вчера руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что депутатам рекомендовано не повышать ставку этого налога. "В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части транспортного налога", - заявил он. Против выступили граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации, перечислил Нарышкин. С учетом этого обстоятельства и поручения президента кремлевская администрация собралась на совещание, пригласив представителей федеральных органов исполнительной власти, лидеров фракции "Единая Россия" и членов Совета Федерации. "Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога", - рассказал Нарышкин.
И вчера же думские "единороссы" выразили надежду, что закон о повышении базовой ставки транспортного налога, принятый Госдумой, будет отклонен Советом Федерации. Такое в современной парламентской практике случается, пожалуй, впервые - чтобы депутаты, которые потратили много слов, убеждая коллег в необходимости и срочности принятия документа, и дружно проголосовали за него, вдруг сами захотели, чтобы плод их законотворческого труда был забракован. Объяснить это можно только злым колдовством - третье чтение законопроекта выпало на пятницу, 13-е число.
Впрочем, у спикера нижней палаты парламента Бориса Грызлова вчера нашлись вполне реальные, не связанные с мистикой, объяснения ситуации с транспортным налогом. Спикер заявил, что "Единая Россия" "внимательно следила за развитием этого законопроекта", анализировала отзывы на него, по большей части положительные, которые пришли из регионов. "Дело в том, что транспортный налог - это налог, который берется в субъектах Федерации, - уточнил Грызлов, - и у субъектов Федерации есть коридор применения той базовой ставки, которая устанавливается федеральным законом". Однако в некоторых регионах, по словам Грызлова, возникло недопонимание. "Ряд субъектов Федерации считает, что если базовая ставка повышается в два раза, надо автоматически увеличивать тот налог, который действовал на данный момент", - заметил Борис Грызлов. Поэтому "единороссы" решили, что "это разночтение надо снять". "Снять его можно только тем, чтобы вернуть базовую ставку к прежнему значению, расширив коридор, в рамках которого субъект Федерации может устанавливать транспортный налог именно для своего субъекта Федерации, - объяснял Грызлов дальнейшие действия. - Есть базовая ставка. И субъект может установить налог меньше базовой ставки или больше базовой ставки. Но это уже будет вопрос субъекта".
То есть основная идея "Единой России" - вернуться к прежней базовой ставке, ее устанавливают федеральные законодатели и они же за нее отвечают. За все остальные движения транспортного налога вверх или вниз будет отвечать региональная власть.
Реализовать эту идею возможно только по одной процедуре. "В Совете Федерации должно быть принято решение - его могут инициировать члены партии "Единая Россия", которые являются сенаторами, - о возврате законопроекта в Государственную Думу, где мы его поправим и уже примем в новой редакции, в которой базовая ставка будет возвращена к той, которая действовала на сегодняшний момент", - сказал Борис Грызлов, заметив, что такая идея родилась у "единороссов" после консультаций с рядом законодательных собраний субъектов Федерации и общественными организациями - Союзом пенсионеров, Всероссийским советом муниципальных образований, Союзом автомобилистов.
Между тем в законе, спешно проведенном через Госдуму, обнаружилась еще одна "серьезная ошибка принципиального характера", уже не связанная с транспортным налогом.
Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский ("Единая Россия") сообщил вчера журналистам, что согласно тексту принятого закона спиртосодержащие жидкости отнесены в группу льготного алкоголя, с меньшей ставкой акциза (158 рублей), - то есть в ту же группу, что и слабоалкогольные напитки". Как уточнил Звагельский, раньше эти жидкости неизменно находились в одном разделе с крепким алкоголем с содержанием спирта более 9% и ставкой акциза 210 рублей. "Хотелось бы верить, что эта ошибка носит чисто технический, а не заранее спланированный характер, - заметил Звагельский, напомнив, что "в ходе обсуждения законопроекта ни разу не упоминалось об изменении данной нормы, в пояснительной записке об этом также ничего не сказано". Между тем последствия "необъяснимой трансформации законодательства" (ну точно, мистика!), по словам депутата, могут проявиться самым негативным образом. "Данная льготная группа товаров облагается гораздо более низким налогом, чем крепкий алкоголь, в результате такие жидкости, как очистители, стеклоомыватели, одеколоны и т.д., станут более доступны для их "любителей". Кроме того, недобросовестные производители и продавцы получили новую лазейку для уклонения от уплаты налогов".
Вчера же председатель Совета Федерации Сергей Миронов подтвердил, что верхняя палата парламента намеревается отклонить закон. "Правильнее было бы повышать акцизы на бензин - тогда будет платить тот, кто ездит, а не повышать транспортный налог пенсионеру, который, может, раз в год выезжает из гаража", - сказал он. "Причем подчеркну, что закон отклонит именно Совет Федерации, - продолжил Миронов. - Потому что, когда услышал, что "Единая Россия" призывает отозвать этот закон, подумал, что в Госдуме у нее завелись какие-то двойники. Ведь именно "единороссы" яростно отстаивали этот закон, и все за него проголосовали". "Совет Федерации будет исправлять принципиальную ошибку Госдумы", - подытожил спикер. Главы комитетов и комиссий Совфеда собираются предложить нижней палате создать согласительную комиссию, на которой и доработать спорную инициативу.
Для москвичей в будущем году ставка точно не изменится - в каком бы виде ни появились поправки по транспортному налогу. Об этом вчера сказал думский спикер Борис Грызлов, сославшись на заявление мэра столицы Юрия Лужкова. Ведь по закону региональные власти сами решают, уменьшить или увеличить ставку транспортного налога; федеральным законодательством лишь предусмотрены пределы этой "вилки". А Мосгордума этот вопрос пока обсуждать не планирует, тем более что в столичном бюджете поступления от транспортного налога почти незаметны и их рост не сыграет существенной роли. В отличие от кошельков горожан, которые удвоенный налог может изрядно опустошить.
Александр Усс, спикер Законодательного собрания Красноярского края:
- Мы решили пока не рассматривать региональный законопроект, предполагавший увеличение ставки транспортного налога.
Депутаты считают, что необходимо изменять саму систему этого налога. Предложенная форма не соответствует интересам людей. Уверен, будут найдены более справедливые подходы.
Виталий Мартыненко, заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- Санкт-Петербург принял решение не повышать транспортный налог в 2010 году. Во время кризиса это не может считаться адекватной мерой наполнения бюджета. Надо понимать, что повышение налога коснулось бы не только дорогих джипов, но и автомобилей, принадлежащих пенсионерам и другим небогатым петербуржцам.
Александр Стародубцев, председатель комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной Думы:
- Часть депутатов регионального парламента Сахалинской области не видит необходимости в увеличении ставок транспортного налога. Дело в том, что действующие в регионе с 2004 года ставки транспортного налога в 2-2,5 раза выше тех, что предлагает федеральный закон. Например, у нас владелец автомобиля мощностью до ста лошадиных сил, находящегося в эксплуатации свыше трех лет, платит за одну "лошадку" в бюджет 20 рублей в год. В то же время в недавно принятом федеральном законе ставка по такой машине составляет всего 10 рублей за одну лошадиную силу. Поэтому мы считаем, что размер транспортного налога в регионе следует пока оставить без изменений.
Игорь Мураев, министр экономики Омской области:
- Действующие ставки транспортного налога не менялись в регионе с 2003 года. Экономисты подсчитали, что за это время зарплата омичей выросла втрое, а реальные денежные доходы - в 1,7 раза. С введением новых ставок доходы бюджета вырастут на 240 миллионов.
Виктор Плюснин, депутат Законодательного собрания Пермского края:
- Вчера состоялось заседание рабочей группы Законодательного собрания Пермского края, рассмотревшей законопроект о повышении ставок транспортного налога в регионе. Созрел и одобрен почти всеми депутатами такой вариант: транспортный налог повысится на 56 процентов для всех без исключения автовладельцев. Эта цифра взята не с потолка: именно на столько в регионе выросла инфляция с 2006 года, когда налог пересматривался в последний раз.
Пенсионеры, как и сегодня, будут платить только половину начисленной суммы.
Сайгитали Абдуразаков, член комитета Народного собрания Дагестана по бюджету, финансам и налогам:
- В Дагестане ставки транспортного налога повысились. Теперь в зависимости от мощности автомобилей их владельцам придется платить за транспортное средство сумму, превышающую предыдущую в 1,5-4 раза. Эта мера позволит увеличить налоговые поступления в местные бюджеты муниципальных образований. Больше всего изменения коснутся хозяев дорогих и мощных машин.
Иван Мельников, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края:
- На Кубани мы решили выровнять "ножницы" между налоговыми ставками для физических и юридических лиц. Например, если раньше для обычного владельца автомобиля мощностью до 100 лошадиных сил транспортный налог составлял 10 рублей с лошадиной силы, а для юридического лица на пять рублей больше, то теперь для всех он будет единым - 12 рублей.
Зато депутаты решили полностью освободить от транспортного налога ветеранов Великой Отечественной войны, "чернобыльцев", инвалидов первой и второй групп, а также ряд других кубанцев-льготников по автомобилям с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Предусмотрены льготы и для пенсионеров: транспортный налог им придется платить наполовину меньше.
Владимир Боровик, начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Белгородской области:
- Транспортный налог в Белгородской области повышается на 25 процентов. Изменения не коснутся льготной категории граждан - каждый пятый владелец авто будет платить минимальные 8 и 10 рублей с каждой лошадиной силы.
Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансам областного Совета народных депутатов Кемеровской области:
- После многочисленных встреч с кузбассовцами мы решили повременить с принятием областного закона. Посмотрим, как будут разворачиваться события в соседних регионах. Только после этого мы соберемся вновь, чтобы решить, как нам быть и что делать.
Антонина Драчева, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:
- Думаю, какое бы решение ни было принято на федеральном уровне, на региональном - ставки будут повышены. Хотя бы в пределах тех полномочий, которые есть у области.
Владимир Бессонов, депутат Законодательного собрания Ростовской области:
- Насколько я знаю, инициатива повысить транспортный налог в наш парламент пока не поступала. Надеюсь, что этого и не будет. Попытка, таким образом, наполнить бюджет за счет граждан - не совсем правильная, особенно в нынешних сложных экономических условиях.
Кстати, с начала года задолженность по транспортному налогу в Ростовской области увеличилась в 1,7 раза и достигла 839 миллионов рублей. По данным заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Вадима Ефименко, из 745 тысяч плательщиков транспортного налога в должниках ходят 45 процентов. Почти 37 процентов долгов фискалы относят к категории проблемных. Еще часть из них взыскать просто не представляется возможным.
Подготовили: Александр Григоренко (Красноярск), Илья Изотов (Пермь), Анастасия Шоломицкая (Архангельск), Светлана Сибина (Омск), Геннадий Емельянов (Сахалин), Юлия Кривошапко (Ростов-на-Дону), Тимур Алиев(Дагестан), Елена Лубинец (Краснодар), Максим Симонов (Белгород), Марина Кларисс (Кемерово)
Базовые ставки транспортного налога должны остаться на уровне нынешнего года, считает председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.
В то же время, признал он в беседе с корреспондентом "РГ", по максимуму регионы из-за такого решения могут недополучить 7,5 миллиарда рублей. Пока какого-либо механизма компенсации этих доходов нет, признал Бушмин. Однако, по его мнению, может быть, имеет смысл дать регионам самостоятельно определиться, какие источники поступлений они могут найти. Например, разрешить им повышать транспортный налог для автомобилей большей мощности и, наоборот, снижать по экологическим автомобилям. При этом предельный размер такого увеличения и уменьшения может составить 10 раз. Сейчас, напомним, регионы имеют право увеличивать базовую ставку в 5 раз и уменьшать в 10.
Надо искать баланс между стремлением пополнить доходную часть региональных бюджетов и возможностями граждан платить налоги по повышенным ставкам, считает эксперт по региональным бюджетам Александр Моносов. А если граждане не смогут или не захотят платить налоги, то возникнет проблема собираемости. В то же время действенного механизма для выявления уклонистов, напоминает эксперт, не так уж много. Взаимодействие между налоговыми органами и ГБДД как следует не отлажено.
Многие регионы, прогнозирует Моносов, могут пойти на увеличение ставки транспортного налога, даже понимая, что это вызовет недовольство среди населения. Со следующего года, напоминает Моносов, на региональный уровень передаются новые полномочия и возникнут проблемы с наполнением бюджетов. Чтобы решить их, региональные власти могут прибегнуть к увеличению транспортного налога. Кроме того, рассказывает он, не так давно обсуждалась идея о введении авансовых платежей по транспортному налогу. Ее высказывали представители налоговых служб. Но неясно, что делать, если человек, например, продал машину или поменял ее на менее мощную, говорит эксперт.
Елена Кукол