"Реализация союзных программ - это реальный инструмент белорусско-российской интеграции, направленный на повышение уровня социально-экономического развития двух стран и уровня жизни граждан Союзного государства", - заявил Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин на 4-м Форуме проектов союзных программ "Программы Союзного государства: цели и перспективы". Павел Бородин также напомнил, что нынешний форум проходит в преддверии знаменательной даты - 10-летия создания Союзного государства, и подчеркнул: Россия и Беларусь обладают уникальными возможностями и ресурсами для совместной реализации "прорывных проектов XXI века". "Благодаря союзным программам активно решаются социальные вопросы, создаются новые рабочие места, растет занятость населения России и Беларуси, увеличивается взаимный товарооборот. Именно поэтому свыше 90 процентов бюджета Союзного государства направляется на реализацию совместных программ и мероприятий", - подчеркнул Госсекретарь.
На Форуме были представлены перспективные проекты и предложения, претендующие на статус союзной программы и дальнейшую реализацию под эгидой Союзного государства. Вниманию участников было представлено около 40 таких проектов, относящихся к сферам высоких технологий, компьютерной техники, нефтехимии, автомобилестроения, сельского хозяйства. Проблема в том, что размер бюджета Союзного государства в 2010 году останется на уровне нынешнего года. Поэтому, как с сожалением констатировал П. Бородин, "денег на все проекты может не хватить".
Впрочем, заместитель Ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Никитин заметил, что для включения новых программ в план реализации есть необходимый ресурс - бюджетные остатки прошлых лет, которые составляют около 600 миллионов российских рублей. "Если будет политическая воля, то эти ресурсы можно направить на высокотехнологичные программы", - сказал он.
По мнению Павла Бородина, одна из причин сдерживания увеличения размеров союзной казны заключается в недостатке нормативно-правовой базы. "Нам нужен Конституционный акт Союзного государства, своеобразная конституция переходного периода. При этом ни о каком вхождении Беларуси в состав России речи нет", - заявил он на пресс-конференции в рамках Форума. По словам П.Бородина, создание нормативно-правовой базы будет способствовать значительному увеличению бюджета Союзного государства, повышению товарооборота и созданию новых рабочих мест. Необходимо передать, считает П. Бородин, некоторые государственные полномочия на союзный уровень, в частности вопросы по охране границы, таможни, военно-техническое сотрудничество, финансово-кредитную и ценовую политики. "Если мы примем Конституционный акт Союзного государства, это увеличит и наш бюджет, и товарооборот Беларуси и России", - подчеркнул Госсекретарь.
Масштабный белорусско-российский Форум работал в Москве два дня. Пленарные заседания проходили в Конгресс-Холле Торгово-промышленной палаты России, а вчера центральной площадкой встреч участников мероприятия стал также Всероссийский выставочный центр. Здесь в рамках международной выставки-ярмарки "Россия - Беларусь. Лучшая продукция 2009" экспонировались стенды, рассказывающие о действующих совместных программах и перспективных союзных проектах. В работе Форума приняли участие около 250 делегатов: руководители и представители министерств и ведомств, законодательных органов России и Беларуси, администраций многих регионов и областей обеих стран, деловых и научных кругов.
Напомним, первый Форум проектов союзных программ прошел в декабре 2006 года в Москве, в конференц-парке "Волынское". Мероприятие показало свою эффективность, и поэтому Постоянный Комитет Союзного государства принял решение проводить Форум проектов союзных программ ежегодно. Руководство Постоянного Комитета главной целью Форума определило смотр проектов самых перспективных союзных программ.
В этот раз участники мероприятия обсудили доклады, посвященные реализации текущих союзных программ и новым проектам в сфере космических и суперкомпьютерных, плазменных и лазерных технологий, радиационной безопасности и реабилитации сельскохозяйственных территорий и лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, повышения эффективности сельского хозяйства и пищевых производств, интеллектуальных и энергоэффективных технологий, машиностроения, автомобилестроения, микросистемотехники.
Среди докладов, к примеру, были: "Разработка технологий создания и эффективного использования информационно-вычислительного высокопроизводительного пространства (киберинфраструктуры) Союзного государства (Сергей Абрамов, директор Института программных систем РАН, член-корреспондент РАН), "Разработка катализаторов и оборудования для ресурсосберегающих процессов химического комплекса Союзного государства" (Валентин Пармон, директор Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН, академик РАН), "Центр фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе ускорительного комплекса НИКА" (Владимир Кекелидзе, директор лаборатории физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А.М. Балдина, доктор физико-математических наук), "Создание пищевых продуктов функционального назначения с целью улучшения здоровья нации" (Ирина Громова, заместитель генерального директора Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию), "Развитие автомобилестроения Союзного государства на период до 2020 года" (Алексей Ипатов, генеральный директор Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института "НАМИ", доктор экономических наук).
Кстати, говоря о том, что главным фактором, стимулирующим инновационное, высокотехнологическое производство в рамках интеграции наших стран, являются союзные программы, Павел Бородин в качестве показательного примера назвал именно союзную программу развития дизельного автомобилестроения.
Благодаря ее реализации в 2008 году объем выпущенной товарной продукции составил 162 миллиарда российских рублей. При этом программа обеспечила занятость более 130 тысяч человек. В рамках этой программы разработано и освоено производство двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-3. Такие грузовые автомобили с начала прошлого года начали выпускать Минский и Камский автозаводы. Были также завершены научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке к дальнейшей модернизации техники в соответствии с требованиями ЕВРО-4. В 2007-2008 годах увеличение выпуска крупнотоннажных грузовых автомобилей в Союзном государстве было обеспечено в первую очередь за счет реализации этой союзной программы.
Значительный интерес участников форума привлек проект союзного евразийского транспортного коридора. Как с энтузиазмом отметил Павел Бородин, Союзное государство может предложить мировому сообществу масштабный, поистине континентальный проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Восточную Азию. Современная межконтинентальная транспортная сеть способна круто изменить жизнь четырем с лишним миллиардам людей.
В настоящее время поэтапно развивается система евроазиатских транспортных связей и международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства, проводится целенаправленная работа по развитию белорусских и российских участков транспортных коридоров. В частности, евразийский транспортный коридор имеет реальную перспективу стать главным маршрутом, соединяющим страны Европы от Великобритании до Урала с последующим продолжением до российских дальневосточных портов, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Повышение транзитного потенциала наших стран, сообщил Госсекретарь, является приоритетным направлением деятельности Союзного государства. В рамках завершенной в 2007 году программы развития таможенной инфраструктуры и пограничных пунктов на белорусской территории было построено восемь пограничных пунктов таможенного оформления. Благодаря этому пропускная способность на союзной границе была повышена почти на 20 тысяч автомобилей в сутки. С прошлого года началась работа над программой по внедрению информационных технологий таможенных процессов в Союзном государстве. Рассчитанная до 2011 года, она позволит выйти на качественно новый уровень организации таможенного дела, что должно повысить транзитную привлекательность наших стран в целом.
А это уже создает предпосылки для постановки перспективных задач по наращиванию межгосударственного транзита, в первую очередь - за счет грузоперевозок по Евразийскому транспортному коридору.
За формированием такого рода транснациональных транспортных коридоров, сказал П. Бородин, стоят крупномасштабные инвестиции, мультипликативное развитие сопутствующих отраслей промышленности и технологий, как следствие - миллионы новых рабочих мест в России и Беларуси.
Интеграция в составе транспортной системы всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского), создание универсальных транспортно-логистических и транзитно-распределительных центров позволят на качественно новом уровне регулировать все грузовые и пассажирские потоки. Транспортная система, рассчитанная на перспективы роста экономических связей стран, сама будет способствовать значительному экономическому росту Союзного государства, значительно ускорит процесс создания и развития конкурентоспособных промышленных производств в различных сферах: машиностроительной, металлургической, строительной, энергетической, нефтехимической и других. Позволит также изменить демографическое положение в Союзном государстве, более равномерно распределить население вдоль транспортных коридоров, создать условия для повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день, считает Госсекретарь, необходимо разработать комплекс мер, способствующих дальнейшей интеграции транспортной инфраструктуры Союзного государства в мировую транспортную систему. Нам необходимо разработать взаимоувязанные комплексные программы по развитию железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского транспорта, а также дорожного хозяйства, сконцентрировать финансовые и организационные усилия по созданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры, создать благоприятные условия для инвесторов, направляющих средства на строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры Союзного государства.
Проект евразийского транспортного коридора рассчитан на 12-15 лет. В результате его осуществления будет построено порядка 47 тысяч километров транспортных путей для всех видов транспорта и 23 тысячи километров оптоволоконных сетей. Эта программа сможет сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу в 2-3 раза, а время их обработки на перевалочных пунктах - в 5-6 раз. В итоге, по оценкам экспертов, объем товаропотока возрастет в разы, а скорость обмена информацией - в 10-14 раз. Реализация этого проекта принесет России и Беларуси десятки миллиардов долларов ежегодно, что приведет к укреплению позиций Союзного государства, росту его привлекательности для третьих стран. Это станет очень красноречивым стимулом для ускорения интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Транспортный проект наглядно продемонстрирует, что Союзное государство - это как раз та самая экономическая и политическая модель, по которой могут быть выстроены объединительные процессы между странами, составляющими единое евразийское целое, убежден Павел Бородин.
Четвертый Форум проектов союзных программ продемонстрировал: в России и Беларуси год от года растет интерес к совместным проектам, в союзном строительстве следует ожидать увеличения количества и масштабов совместных программ. А реализация каждой новой совместной программы придает новый импульс интеграции России и Беларуси.