Новости

19.11.2009 19:35

Подстрочник Шумакова

На канале "Культура" произошла смена руководства

В четверг генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев сообщил о назначении нового главного редактора телеканала "Культура". Им стал Сергей Шумаков - заместитель генерального директора ВГТРК. Перед этим он был генеральным продюсером канала "Россия". При активном продюсерском участии Шумакова на канале появились такие документальные работы как "Моцарт", "Метро", "Подстрочник", а также "Тарас Бульба", "Ликвидация", "В круге первом", "Бумажный солдат", "Мы из будущего", "Остров", "Идиот", "Ветка сирени" и других.

Татьяна Паухова, которая до вчерашнего дня возглавляла телеканал, остается в холдинге и, уже в качестве заместителя Генерального директора ВГТРК - будет заниматься созданием международной версии канала "Культура".

В связи с назначением возникает вопрос - ожидают ли канал "Культура", который непохож на остальные каналы, радикальные перемены. Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев в комментарии "Интерфаксу" сказал, что никаких революционных перемен на канале не будет, поскольку "под руководством Татьяны Пауховой канал "Культура" занял свою, абсолютно уникальную нишу на российском телевидении. Этот канал - национальное достояние". Вчера, комментируя задачи, стоящие перед каналом "Культура", Сергей Шумаков сказал так: "Наша цель - делать полноценное культурное, современное и сбалансированное телевидение. Удержать зрителя в этом поле острейшей конкурентной борьбы, не отказавшись ни от какого бы то ни было из достижений".

Ровно месяц назад - 19 октября в "Российской газете" под заголовком "Человек из телевизора" было опубликовано большое интервью нового главного редактора канала "Культура". Как человек неравнодушный, он откликнулся на статью Даниила Дондурея и Кирилла Серебрянникова "В поисках сложного человека", причем взял на себя смелость держать ответ за всех работников телевидения в целом.

Вот некоторые выдержки из него, чтобы было легче понять, кто именно назначен руководить каналом:

"Телевидение, нравится это кому-нибудь или нет, приняло на себя заботу объединять людей - хороших и плохих, умных и глупых, продвинутых и ретроградов. Ни один общественный институт на себя этот труд не взял… Но глубочайшее заблуждение многих, включая и авторов манифеста, заключается в том, что этими процессами можно легко управлять. Что механизм, который называется телевидением, якобы поддается жесткому ручному управлению: как в танке, где всего две педали"

"Телевидение - это гигантский рыночный механизм. Он уже находится внутри большого российского рынка, и поэтому любые резкие движения, любая попытка по интеллигентской дури вдруг включить третью скорость вместо второй, доведет до чудовищной катастрофы, и в результате не будет ничего"

"Работа не только канала "Россия", но и всего холдинга, построена таким образом, что систему интересов разных культурных слоев общества мы не просто учитываем, а пытаемся их сбалансировать и выстроить так, чтобы удовлетворить самый широкий спектр зрительских запросов".

"Телевидение, которое мы пытаемся практиковать очень комфортно для думающих и ищущих, имеющих что сказать режиссеров. Есть зона, в которой мы показываем так называемые криминальные милицейские сериалы, есть та, где мы показываем мелодрамы. Но у нас обязательно непрерывно работает даже не фабрика, а шахта. Прииск, где большие режиссеры с огромным удовольствием, с невероятными интеллектуальными и физическими затратами пытаются выстраивать новый художественный продукт. Потому что это то, что оправдывает нашу работу, то, что нам кажется, останется в истории российской культуры; то, что создает ее контекст и, самое главное - то, что объединяет культурных людей в нашей стране. Поэтому - Бортко, поэтому Панфилов с Солженицыным, Владимир Хотиненко, который с таким восторгом и с такой надеждой делает фильм о Достоевском. Николай Досталь, который хочет сделать картину про протопопа Аввакума - сейчас мы ее обсуждаем. Сергей Урсуляк, который снимает советские саги так, как будто не прервалась цепь времен".

"Мне кажется, очень важно сегодня научиться - и я согласен с авторами статьи - невероятно сложному искусству выбора. Главная цель современной культуры заключается в ее многополярности, это означает, что у телевидения должно быть свое место, у кинематографа - свое, у философии - свое. Они должны находиться в корреляции, но, ни в коем случае, не должно возникнуть механизма, который начнет их подминать и выстраивать в некую глобальную жесткую систему. В этом смысле нужно вырастить человека сложного, это правда. Но сложность этого человека состоит только в одном - в способности делать правильный выбор. Воспитать толерантность по отношению к выбору другого - важнейшая задача сложной поликультурной ситуации, в которой мы сегодня живем. Больше всего на свете я бы не хотел, чтобы она исчезла".

 

мнения

 

Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио:

 - Я знаю Сергея Шумакова, как одного из руководителей кинопроизводства на канале. Судя по итогам, можно сказать, что он - довольно успешный руководитель. То, что задача перед ним стоит непростая - тоже понятно, потому что он столкнется с коллективом, связанным многолетними традициями, старшими, чем сам ВГТРК. Но с другой стороны, он получает суперпрофессиональный коллектив.

Павел Лунгин, кинорежиссер:

Я приветствую это назначение. Я Сергея Шумакова знаю хорошо. Мы с ним вместе создавали фильм "Остров". Это было неординарное решение - произвести такой фильм,  потому что ничто не предсказывало его успеха. Это был пример настоящего продюсерского мышления. А этим летом был показан фильм "Подстрочник". То есть, я жду от Шумакова смелых решений, которые позволят омолодить канал "Культура", сделать его более современным и близким молодым людям, в то же время не потеряв главного зерна, которое в нем есть - культурности и искусства. Это - то, что Сергей Шумаков мог бы привнести.