Таганский суд Москвы приговорил к 7 годам лишения свободы и штрафу в миллион рублей бывшего главу банка "Новая экономическая позиция" Бориса Сокальского, обвиняемого в незаконном получении 12 миллионов рублей.
Экс-банкир признан виновным по двум статьям Уголовного кодекса - в незаконной банковской деятельности и злоупотреблении полномочиями. Наказание он будет отбывать в колонии общего режима.
Эксперты считают, что особенность этого дела еще и в содержании беспрецедентных обвинений. Представитель Следственного комитета МВД России сообщил корреспонденту "РГ", что в результате действий Сокальского "в теневой оборот неконтролируемых государством денежных средств было введено более 62 миллиардов рублей, чем нарушено исключительное право государства на финансовое регулирование, причинен вред осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля". Правоохранительные органы считают, что он умудрился нарушить статью Конституции об исключительном праве государства на финансовое регулирование в стране.
Трудно припомнить случай, что когда-нибудь в истории России финансист обвинялся в покушении на финансовые устои государства. До сих пор в числе стандартных обвинений звучало обвинение в "отмывании денег".
По данным МВД РФ, свою карьеру Борис Сокальский начинал у скандально известного банкира Аркадия Ангелевича. А после того, как Ангелевич в 2000 году был осужден за мошенничество со средствами "Монтажспецбанка", Сокальский возглавил банк НЭП. В суде было установило, что в 2003 году Сокальский и его заместитель Сергей Турбин разработали хитроумную схему по обналичиванию денег. Для этого Сокальский купил зарегистрированную по утерянному паспорту некоммерческую организацию "Фонд стратегического планирования". Затем через через фиктивные фирмы взяли под контроль шесть столичных банков.
От Центробанка свое участие в уставном капитале этих учреждений предприниматели скрыли. Например, руководителем одного из банков был поставлен человек, имевший справку о психической невменяемости, - с ним Сокальский познакомился, когда работал в структурах Ангелевича.
В начале 2004 года начал действовать хорошо отлаженный механизм по обналичиванию гигантских сумм. Со счетов десятка фирм-однодневок деньги под видом благотворительной помощи потекли в банк Сокальского.
Операции с чеками позволяли уходить от запрета Центробанка на использование крупных наличных средств при расчетах юридических лиц. Примечательно, что в банке официально числились всего пять сотрудников, он не выдавал кредиты, не имел вкладчиков, практически не занимался никакими другими операциями, кроме "обналички" денег.
По данным следствия, когда в конце 2004 года ЦБ отозвал лицензию у банка, Сокальский и Турбин продолжили включить в схему по "обналичке" уже другие подконтрольные им банки.
Всего, как полагают в Следственном комитете МВД РФ, через структуры подконтрольные Сокальскому за несколько лет было обналичено 235 миллардов рублей, 391 миллион долларов и 66 миллионов евро. "Отмывание" больших сумм до этого инкриминировалось только совладельцам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.
Борис Сокальский был задержан 27 марта 2007 года прямо в здании арбитражного суда Москвы, куда он, после ликвидации всех своих банков, устроился рядовым секретарем.