В среду Совет Федерации отклонил закон, который предусматривал увеличение налоговых ставок в два раза по всем категориям транспортных средств.
Впрочем, это решение не стало неожиданностью, учитывая неоднократные высказывания спикера Совета Федерации о том, что во время кризиса недопустимо увеличивать бюджет за счет карманов простых граждан. Помимо Сергея Миронова лишать российских автомобилистов средств к существованию не захотели спикер Госдумы Борис Грызлов, вместе со всей Думой не разглядевший ужасы принимаемого законопроекта, и глава Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Иванов. Даже администрация президента не стала глушить сигналы возмущенных автомобилистов и выразила неодобрение принятыми поправками. В частности, предполагалось, что легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. облагались бы налогом в размере 10 рублей на 1 л.с., с мощностью двигателя свыше 150 л.с. - в размере 60 рублей на 1 л.с. Таким образом, судьба разорительных для простого российского автолюбителя поправок была фактически предрешена. "Совет Федерации - разумная палата", - напомнил всем сомневающимся Миронов. К счастью, коллективный разум сенаторов возобладал: среди проголосовавших лишь пятеро осмелились пойти против абсолютной воли большинства.
Тем не менее остается необходимость скорейшего пересмотра этого закона, чтобы он мог вступить в действие в 2010 году. Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин предложил депутатам Госдумы создать согласительную комиссию, которая смогла бы заняться доработкой закона, чтобы как можно скорее вынести новую редакцию на рассмотрение. Впрочем, здесь обнаружились свои временные тонкости. Так, полномочный представитель президента РФ в Совете Федерации Александр Котенков заявил, что согласительная комиссия должна завершить свою работу уже в четверг, в пятницу Госдума должна принять новую редакцию закона о транспортном налоге, а Совет Федерации, в свою очередь, должен утвердить его 25 ноября. Сергей Миронов с этим согласился, продемонстрировав, что согласен идти навстречу не только автолюбителям, но и своим коллегам. В результате заседание Совета Федерации было перенесено с 27 ноября на 25-е число, когда и определится окончательная судьба доработанного законопроекта. Кстати, вместе с законом по транспортному налогу Совет Федерации отклонил и закон, касавшийся повышения акцизов на ряд товаров. Напомним, что речь в нем шла о существенном увеличении ставки акцизов по отношению к уровню предыдущего года на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно - на 30%, на вина натуральные - на 35%, на шампанское - на 33%. В три раза предлагалось увеличить ставки акцизов на пиво, также предполагалось значительно (до 74%) увеличить акцизы на различные табачные изделия.
Однако остается вопрос: не будет ли в новой редакции закона предлагаться иное повышение базовой ставки налога? В том, что автомобилисты могут спокойно спать и ездить с приятными мыслями о старом налоге, их заверил сам спикер Совета Федерации. "Никакого повышения базовой ставки налога на федеральном уровне в новой редакции отклоненного сегодня закона не будет", - уверенно заявил он на встрече с журналистами. Но добавил, что нынешний закон оставляет за региональными властями право изменять транспортный налог по собственному усмотрению. Таким образом, формально закон останется в том же виде, в котором он существует с 2003 года, однако регионы, желающие пополнить бюджет за счет транспортного налога, такую возможность получат. Миронов также не преминул отметить, что "это хороший пример, когда руководство страны слышит гражданское общество, пример диалога власти и общества". Во всяком случае, на своих автомобилях общество теперь не разорится.
Жаркие дебаты о транспортном налоге не заслонили собой разговоров о предстоящей холодной зиме. Как именно происходит подготовка к суровому времени года, на "правительственном часе" рассказал министр энергетики Сергей Шматко. По его словам, ситуация по стране в целом удовлетворительная, и дать уверенный отпор зиме минэнерго готово. Например, на станциях Сибири, на которые увеличена нагрузка в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, увеличен запас топлива: нормативы по запасу угля выполнены на 144 процента, по мазуту - на 136 процентов. Особое внимание ведомство уделяет контролю за ремонтными мероприятиями и в настоящее время работает над созданием системы контроля над подготовкой нормативной базы для усиления ответственности руководителей энергопредприятий и эффективной эксплуатации оборудования, чтобы избежать новых крупных аварий. Министр также отметил, что уже с ноября начнется рост энергопотребления, которое за 10 месяцев этого года упало в России на 6,6 процента.