Для похода с детьми лучше выбрать выставку Бориса Диодорова в ГМИИ. Организованная к 75-летию художника, экспозиция представляет оригиналы лучших его работ - иллюстрации к "Русалочке" и "Снежной Королеве" Андерсена, за которые Диодоров получил Гран-При Андерсеновской премии из рук датской принцессы; к "Дюймовочке", "Путешествию Нильса с дикими гусями" и "Винни-Пуху". Многие выросли на книжках с иллюстрациями Диодорова. При том, что они редко переиздаются, выставка в ГМИИ, а точнее, в центре "Мусейон" (в Колымажном переулке, напротив выхода из Музея) - уникальная возможность увидеть знакомые с детства картинки все и сразу. И обязательно показать потомкам. До 20 декабря.
Творчество молодых художников, которые росли уже не с диодоровским, а с диснеевским Винни-Пухом, представлено на это неделе как никогда обширно. В четверг в галерее Гельмана на Полянке открылась персональная выставка Андрея Сяйлева, художника из Самары. Она называется "Состав". На больших холстах изображены фрагменты цистерн, наполненных, по словам автора, нефтью, с соответствующими железнодорожными надписями - номерами и условными знаками. И без того непонятные надписи сложно прочесть, потому что они залиты потеками черной краски. Эти потеки - отличительная особенность "Самарской школы", видеопрограмму негласного основателя которой Владимира Логутова показывает сейчас галерея "Риджина" на "ВинЗаводе". Видимо, именно стекающая краска делает картины Сяйлева "абстрактными": она проходит в цикле абстрактной живописи "Черные работы". Сам автор говорит, что его живопись многослойна. Так оно и есть: бок у цистерны круглый, а холст плоский. Наслоения и подтеки придают ему глубину. Получилось занятно, правда, черным-черно. М. Полянка, 7/7-5
Винзаводовской программе "Старт", в рамках которой идут выставки молодых талантов (любой молодой талант может подать на нее заявку), исполнился год. По этому поводу на "ВинЗаводе" прошла презентация каталога с материалами восемь прошлых выставок и открылась новая - "Квантовая меланхолия" Сергея Лоцманова. Лоцманов рисует техногенные ландшафты и разрушающиеся новостройки при помощи шариковой ручки, фломастеров и линейки. Яркие и удивительно романтичные картинки вызывают в памяти школьные годы чудесные, нерастраченное либидо и советскую фантастику. Но при попытке сказать что-то еще возникает недоумение. Говорить "автор, достойный продолжатель ювенильной поэтики Павла Пепперштейна, с детского сада не выпускал из руки фломастеров и т.д и т.п." можно, но как-то дико. К тому же не факт, что Лоцманов Пепперштейна читал. Поэтому стоит взять или купить каталог "Старта" и подумать о том, что трое из девяти участников этой программы прошли в конкурсе на премию Кандинского. Работы Дмитрия Теселкина, Сергея Антуфьева и дуэта Milk&Vodka стоят сейчас в ЦДХ (до 26 ноября), Антуфьев тоже прошел в шорт-лист. Так что в молодых талантах есть толк. 4-й Сыромятнический пер., д 3. До 13 декабря.
Перескочим через два поколения. Тут совсем другое дело, никаких фломастеров. "А в походной сумке / спички да табак, / Тихонов, / Сельвинский, / Пастернак..." - в галерее МАРС выставка Андрея Лосева, фотографии ветеранов, художников круга Малой Грузинской. В 1976 в подвале дома, где жил Владимир Высоцкий, открылся Выставочный зал Горкома графиков. И надолго стал оплотом нонконформистов и неофициальных художников и фотографов, на андерграундные выставки выстраивались очереди подлиннее, чем в Пушкинский. Андрей Лосев снимал ветеранов этой застойной тусовки последние два года. Вперемежку с фотографиями развешены работы двух художников с Малой Грузинки, Сергея Бордачева и Бориса Бича. Симпатичные супрематические построения смотрятся, конечно, не ново. Но все же повеселее цветных чертежей Лоцманова. Пушкарёв переулок, 5. До 29 ноября.
Похож на выставку Лосева новый проект Московского музея современного искусства "Пантеон русского андеграунда", да не совсем. Фотографии Анатолия Брусиловского показывают известных и очень известных художников-шестидесятников во время их творческого расцвета и, зачастую, незадолго до эмиграции. Э. Булатов, А. Зверев, Ф. Инфанте, Немухин, Свешников, Мастеркова и многие другие смотрят на нас совсем молодыми. Фото окружают их картины из коллекции музея и частных собраний. Коллективная ретроспектива не без ностальгии. Гоголевский бул., 10. До 6 декабря
Вернемся в МАРС. Выставка Валерия Акопова на первом этаже галереи - наглядное пособие для современных дизайнеров. С 70-х годов и по сию пору Акопов занимается разработкой логотипов - известные торговые марки прославили ими себя куда больше, чем создавшего их художника. В свое время Акопов принимал деятельное участие в разработке фирменного стиля Олимпиады-80; даже всем знакомые значки М и Ж на туалетах - акоповских рук дело. Кроме нескольких десятков безупречных и фантастически изобретательных логотипов можно пролистать специально к выставке выпущенную книгу Акопова, где их - тысячи. До 29 ноября.
Если застойные достижения не кажутся достаточно романтичными для выходных - пожалуйста, "Крокин-галерея" открыла выставку античных зарисовок Александра Джикии "Лабиринт, или История Минотавра". Здесь рисунки с крито-микенских печатей и своеобразная интерпретация художником истории Минотавра. Минотавр в депрессии, в ярости, в печали, в маске, в шляпе, на фронте - вот таким, человечным, видит получеловека-полубыка Джикия. А злобный Тесей гонится за ним с ножом... Б. Полянка, 15. До 20 декабря
Догонит, конечно. И для любителей брутальных развлечений найдется в Москве местечко. В бывшем казино "Метрополь" на Театральной площади, 3 - выставка Сергея Калинина "Гладиатория". Это 18 живописных работ на тему боев без правил, и вместо игорных столов теперь стоит присыпанный песком боксерский ринг. Разбитые лица кикбоксеров и моря кровавой краски так хорошо сочетаются с давящим интерьером Метрополя, что страшно подумать - какие раньше тут кипели страсти. И что-то есть в этой кровище аттрактивное, проверьте сами. До 6 декабря