Главы государств поставили точку в споре вокруг назначения президента Евросоюза

В четверг впервые в своей истории объединенная Европа выбирала себе президента и министра иностранных дел.

Лидеры Старого Света собрались в Брюсселе за ужином для того, чтобы утвердить назначения на два ключевых поста, обладатели которых будут представлять интересы 27 стран с общим населением, превышающим полмиллиарда человек.

Из-за сложности выбора и отсутствия согласия вечерняя трапеза европолитиков вынужденно затянулась до глубокой ночи.

На протяжении последних месяцев европейцы активно согласовывали друг с другом все возможные кандидатуры. Однако вплоть до вчерашнего дня так и не смогли прийти к единому мнению. В общей сложности на два руководящих поста в ЕС претендовали около двадцати политиков, однако отдавать заранее кому-либо из них предпочтение отказывались даже самые прозорливые европейские эксперты.

Но тянуть с выбором дальше нельзя. С 1 декабря вступает в силу Лиссабонский договор, по сути новая Конституция единой Европы, которая обуславливает введение двух новых руководящих постов в Евросоюзе. Обязанности президента определяются так: председательство и руководство работой Европейского совета, подготовка рабочих заседаний, обеспечение достижения согласия среди лидеров стран - членов союза. При этом срок действия мандата европрезидента будет составлять два с половиной года. Известна уже и его зарплата, которая будет сопоставима с зарплатой главы Еврокомиссии Баррозу - примерно 24 тысячи евро в месяц.

До последнего момента в президентском списке претендентов оставалось шесть наиболее вероятных кандидатов: это руководители правительств всех трех стран Бенилюкса, британский экс-премьер Тони Блэр и бывшая президент Латвии Вике-Фрейберга. Показательно, что шансы на победу Тони Блэра сильно уменьшились за последний месяц, так как против его кандидатуры стали активно выступать основные "еврогранды" - Франция и Германия. Серьезно пошатнулось и положение бельгийского премьера Хермана Ван Ромпея, которого до последнего момента рассматривали как основного фаворита президентской гонки. В самой Бельгии полагают, что его час уже прошел, и если бы выборы были неделей раньше, то представитель центральноевропейского королевства, не сильно примелькавшийся на международной арене и не успевший нажить себе противников, мог устроить руководителей всех стран.

Непросто складывается ситуация и с выборами главы МИД Евросоюза, который станет преемником Хавьера Соланы и, возглавив специально создаваемую внешнеполитическую службу, получит гораздо больше полномочий и довольно влиятельный аппарат. Он также войдет в состав Еврокомиссии в ранге вице-председателя. Подразумевается, что внешнеполитическая служба ЕС будет значительно расширена и приобретет полноценную структуру европейского МИДа с собственной разветвленной сетью дипломатических миссий по всему миру.

В рейтинге претендентов на пост главы МИД ЕС первую строчку занимал бывший министр иностранных дел Италии Массимо д,Алема. Его основным соперником считался действующий коллега из Испании - Мигель Анхель Моратинос, чья кандидатура, что показательно, была предложена буквально за два дня до саммита. Другой фаворит гонки, глава британской внешней политики Дэвид Миллибэнд еще неделю назад взял самоотвод, официально отказавшись от европейской должности ради политической карьеры внутри страны.

Из-за сохраняющейся интриги и отсутствия признаков достижения консенсуса среди лидеров двадцати семи стран еще до начала брюссельского чрезвычайного саммита все чаще и чаще стали звучать мнения о том, что консультации по кандидатурам на два ключевых европейских поста будут продолжены вплоть до первого декабря. При этом также все активнее в Европе стали раздаваться упреки и критика в адрес председательствующей в настоящее время в ЕС Швеции из-за того, что она не смогла организовать должным образом выборы европейского президента.

Между тем

Решения саммита ЕС были приняты вчера поздним вечером, после того как этот номер "Российской газеты" был подписан в печать.