23.11.2009 00:23
    Поделиться

    Москвичи сетуют на нехватку предприятий бытового обслуживания

    46 процентов москвичей считают, что в столице не хватает предприятий бытового обслуживания. В ходе недавнего обсуждения генплана развития Москвы до 2020 года больше всего горожане сетовали на дефицит недорогих ателье, химчисток и прачечных, мастерских по ремонту обуви, металлоремонту, парикмахерских экономкласса.

    Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы, признает, что сеть таких предприятий, расположенных особенно в шаговой доступности, развита не очень: "Нормативам соответствует только Центральный административный округ города". И это при том, что в Москве в этой сфере работает порядка 11 тысяч предприятий. Но что это на одиннадцатимиллионный город? По одному на тысячу жителей, а по норме надо не менее семи. Взять хотя бы мастерские по ремонту обуви. Их на весь город 500, а надо как минимум 700. Мастерских, где чинят бытовую технику, еще меньше - 400 при потребности вдвое большей.

    Почему же не плодятся такие предприятия как грибы, особенно сейчас, когда их услуги особенно востребованы? Об этом свидетельствует такая цифра: если объем промышленного производства в этом году в столице упал почти на 30 процентов, то бытовки - вдвое меньше! На самом деле это легко объяснимо. Не имея возможности купить обновку, многие москвичи предпочитают отправить в починку старую. Они достают из кладовок давно отправленные туда сапоги, пальто и куртки, чтобы укоротить, подбить, наставить...На деле же оказывается, что новую стиралку или холодильник нередко купить дешевле, чем починить сломанные. Моя подруга убедилась в этом на личном опыте. Вызванный ею для ремонта стиральной машины по Интернету мастер пришел, поменял какую-то деталь, взял 7 тысяч рублей и ушел с чувством исполненного долга. Но импортная техника упорно не желала включаться и после его визита. Подруга возмутилась. Позвонила еще раз. Явно превозмогая раздражение, мастер прибыл вторично. Снова поковырялся во внутренностях попискивающей машинки, взял еще три тысячи и сказал, что сделал все, что мог. Пока барабан крутится, но владелица без страха - надолго ли хватит такого ремонта, к автомату не подходит. Другая история. У моей начальницы сломалась дорогая посудомоечная машина. Только за вызов фирмы соглашаются прислать специалиста за 5 тысяч. Хозяйка замерла в ожидании: во сколько же обойдутся ремонт и запчасти?

    - Раньше в Москве на складах были запасы комплектующих для всей техники, - говорит Сергей Немтинов, руководитель сети мультисервисов. - Теперь все только под заказ - из-за границы. А это, сами понимаете, и сроки исполнения заказов другие, и цены. Да и что скрывать, очень сложно ремонтным мастерским найти квалифицированных мастеров. За 20 тысяч рублей в месяц мало желающих работать, да еще и учиться.

    - У нас практически нет квалифицированных мастеров по ремонту бытовой техники, - согласна с Немтиновым Лариса Коржнева, зам. руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы. Непрестижные профессии! Я, когда общаюсь с родителями, всегда советую тем, кто не знает куда направить учиться своих отпрысков: не хочет ребенок идти в институт, не мучайте его, не платите большие деньги за то, чтобы он стал менеджером. Кто такой менеджер? В чем он специалист? Пусть парень лучше пойдет и научится что-то делать своими руками. Недаром же у немцев конкурсы в колледжи не меньше, чем в вузы!

    Но в Германии тот же начинающий мастер имеет зарплату в две тысячи евро и ущербным себя ничуть не чувствует. Владельцы московских бытовых предприятий утверждают, что такая оплата работников им не по карману.

    - За помещение площадью 27 квадратных метров я плачу 43,5 тысячи рублей в месяц, - рассказала "РГ" Елена Щеглова, хозяйка ателье по пошиву и ремонту одежды на Кронштадтском бульваре в Северном административном округе. - Человек, снимая квартиру, платит максимум тысяч 20, не больше, а я вдвое дороже! У меня же есть еще одно помещение. Плюс плата за свет, воду, канализацию...

    Спрашивается, почему бы столице не выделять побольше городских площадей для развития малого бизнеса в сфере бытовых услуг? Ведь за помещениями по льготной арендной ставке, объявленной правительством Москвы - тысяча рублей за квадратный метр в год, люди в очередь выстраиваются. Но торговля, например, получила для своих предприятий дешевых площадей 782 тысячи "квадратов", а бытовка - только 312 тысяч.

    Отсюда и низкие зарплаты портных, и такие цены на услуги, что, услышав о них, ни о каких кройке-шитье москвичкам думать не хочется - лучше пойти и купить готовое в магазине. Например, заказ самых незатейливых штор в этом ателье обойдется в 2670 рублей, а за укорачивание джинсов выложишь от 300 до 600 рублей. И это средние цены по городу. Есть и выше.

    Или взять химчистки. Многие из них сейчас оснащены оборудованием так называемого седьмого поколения. Самым умным, современным и.... дорогостоящим. Естественно, что владельцы, чтобы оправдать вложенные деньги или расплатиться с кредитами, тоже поднимают стоимость услуг. Получается, что чистка куртки или пиджака нередко обходится в половину их стоимости. То же самое и в прачечных.

    Лариса Коржнева рассказала, что столичные власти пытаются контролировать процесс ценообразования в этой сфере. Утверждает, что цены в бытовке в этом году не повышались. К сожалению, далеко не все от них зависит. "Вот мы дали задание нашей химической промышленности. Сколько же можно использовать импортные моющие средства?"

    Нет, как выясняется, и хороших российских материалов для починки обуви, и даже элементарного клея: 100-граммовый тюбик импортного для ремонта обуви стоит от тысячи рублей!

    За три ближайших года мэр Москвы Юрий Лужков поставил задачу увеличить сеть предприятий службы быта на почти тысячу новых объектов. Проблему их размещения предстоит решать и департаменту потребрынка, и департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. "Недавно на законодательном уровне закреплена ставка минимальной оплаты за присоединение к электрическим сетям - 550 рублей за один киловатт, - подчеркивает Лариса Коржнева. - Во многом это заслуга Москвы. Наш голос на федеральном уровне был услышан. Раньше частный предприниматель для того, чтобы подвести к своей мастерской электричество, должен был платить государству сотни тысяч рублей. Той же мастерской по ремонту обуви, которой и нужно-то 15 киловатт, это стоило 100 тысяч рублей! Откуда столько у сапожника?"

    "Недавно мне рассказали, что в Австралии предпринимателям, которые только встают на ноги и хотят открыть свой бизнес, предлагают уже готовое предприятие, - говорит Лидия Белогородцева, директор колледжа N 24, готовящего кадры для легкой промышленности. - То есть начинающий бизнесмен приходит в уже оборудованное всем необходимым помещение, и для успешной раскрутки ему остается лишь грамотно воплотить в жизнь свой бизнес-план".

    Белогородцева считает, что начинающим, безусловно, нужно помогать всеми доступными средствами. Ведь, как просчитали экономисты, средства, вложенные в открытие собственного дела в индустрии бытового обслуживания, возвращаются не раньше чем через пять-семь лет. "Почему бы на первых порах, если не отменить аренду и платежи, не сделать их хотя бы минимальными, - предлагает она. - Предприятий бытового обслуживания в столице действительно очень мало. И самое печальное: их нет в шаговой доступности. Вот в чем беда! А значит, нет конкуренции, не снижаются цены. Меньше возможностей и для трудоустройства, чем могло бы быть. Понимаете, если те же ателье были бы рядом с домом, то и проблем с кадрами они бы не испытывали".

    Поделиться