24.11.2009 00:08
Поделиться

Макеты "Рабочего и колхозницы" представлены на выставке работ Веры Мухиной в Петербурге

В ПЕТЕРБУРГЕ в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка знаменитой Веры Мухиной, посвященная ее 120-летнему юбилею.

На открытие в Петербург приехала внучка скульптора Марфа Всеволодовна Замкова. По ее признанию, "экспозиция дает достаточно полное представление о творчестве бабушки. Ее знают как мастера одной скульптуры, а она была прекрасным мастером графики, рисовальщиком, театральным художником".

Конечно, в первую очередь Мухина ассоциируется с ее стальной композицией "Рабочий и колхозница", в 37-м году поразившей на Всемирной выставке в Париже всю Европу как символ мощи нового государства. Парижане собирали подписи, чтобы работа Мухиной осталась во Франции, повсюду продавали сувениры в виде пепельниц, табакерок, чернильниц с изображением скульптуры, а в Испании вышла марка с силуэтом статуи. Четыре макета знаменитой скульптуры представлены на выставке. Что называется - "найди отличия". Их найти трудно - в основном они различаются выражением лиц, но один из них, по мнению самой Мухиной, самый неудачный, лишен развевающегося шарфа.

Выставка включает в себя около двух сотен экспонатов, представляющих творчество Веры Мухиной в ретроспективе, - от ее ученических живописных работ 1900-х годов, ранних портретов близких молодому художнику людей до монументальных проектов зрелого мастера. Любопытно взглянуть на малоизвестные плакаты с портретами деятелей мировой кооперации или эскиз плаката ВЦСПО "Масса без объединения бессильна". До того как стать той самой Мухиной, облеченной славой и почетом, Сталинскими премиями, Вере Игнатьевне приходилось искать и случайные заработки - она делала рисунки для конфетных обложек и "Кооперативного календаря", пояса и шляпы из крашеной рогожи, проекты ширм и эскизы деревянных игрушек, рисунки для скатертей.

На редкость выразителен памятник Революции для города Клина - гиперболизированностью телесной массы женской фигуры, готовой поднять молот для удара. Еще до революции Мухина тяготела к изображению в графике крупного - как будто неприрученного цивилизацией - нагого женского тела, позже эстетизированного в символических монументальных-декоративных композициях "Плодородие", "Хлеб". И в противовес - невыразительная фигура Ленина, опирающегося на столь же невыразительного рабочего - эскиз памятника для Москвы. Как писал в своих воспоминаниях сын Мухиной Всеволод: "Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого".

Увлекалась Мухина и стеклянным дизайном. Именно Мухиной приписывается авторство дизайна еще одного символа той эпохи - граненого стакана. С этим, похоже, поторопились поклонники творчества именитого скульптора - еще на "Утреннем натюрморте" Петрова-Водкина 1918 года написания изображен граненый стакан (между прочим, натюрморт находится все в том же Русском музее). Впрочем, дыма без огня не бывает. Можно говорить об ее авторстве другого народного сосуда СССР - граненой пивной кружки. Дело в том, что после войны Мухина работала в экспериментальном цеху ленинградской зеркальной фабрики. Хотя на выставке не увидишь этой кружки. "Эта вещь и так в народе", - пошутила внучка скульптора Марфа Замкова.