24.11.2009 00:13
Поделиться

Дмитрий Медведев встретился с правозащитниками

Вчера Дмитрий Медведев провел очередное заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Предыдущая встреча главы государства с правозащитниками, прошедшая в рамках совета, оказалась для последних весьма продуктивной. Президент не только уделил им столько внимания, сколько было возможно, но и лично просмотрел все переданные ему материалы. Эхо той апрельской встречи отчасти раздалось в ноябре в Послании президента Федеральному Собранию, где Дмитрий Медведев сформулировал серьезные послабления для работы некоммерческих неправительственных организаций. В нем же он предложил ввести в стране институт социально ориентированных НКО, которым пообещал государственную поддержку. И вчера президент показал членам совета папку, в которой лежал этот законопроект, готовый для внесения в Государственную Думу.

По итогам апрельской встречи, когда говорили об облегчении существования НКО через упрощение регистрации, сокращение количества требуемых документов и проверок, удалось устранить ряд существенных трудностей. "Мы будем продолжать этот правовой статус совершенствовать, а также поддерживать некоммерческие благотворительные организации, которые помогают в решении разных проблем, в том числе и социальных", - заявил Дмитрий Медведев. Он напомнил, что на поддержку некоммерческого сектора в этом году, несмотря на кризис, из бюджета выделили 1,2 миллиарда рублей. "Но дело не в деньгах, хотя это тоже важный фактор работы, а во внимании к этой теме", - уверен президент.

Такой же темой, требующей повышенного внимания, является коррупция. Во всяком случае, глава государства сам предложил обсудить эту проблему, для решения которой, как он считает, сделать еще предстоит немало. Хотя то, что уже сделано, воспринимается президентом в качестве серьезного сигнала того, в каком направлении должно развиваться общество. "Просто вздыхать и говорить о том, что коррупция неистребима, пока есть чиновники, особенно в России с ее политическими и государственными традициями, - проще всего, - подчеркнул он. - Гораздо труднее работать, совершенствовать законы и добиваться определенных ограничений".

Вскрывать все изъяны российской действительности, отбирая тем самым хлеб у правозащитников, президент не стал - в конце концов, это их прерогатива - указывать власти на проблемы. Но правозащитники не всегда являются железной оппозицией. Вот и после встречи с президентом в апреле, призналась председатель совета Элла Памфилова, его члены смотрят на сотрудничество с президентом с большим оптимизмом.

Более того, по многим пунктам прозвучавшего Послания правозащитники с главой государства согласны. Но смущает их только один вопрос.

- Есть одна существенная проблема, - оговорилась Памфилова. - Кто и как будет это реализовывать?

- Мы с вами - больше никто. Не Соединенные Штаты Америки, - тут же ответил Медведев.

- Исходя из состояния сегодняшнего гражданского общества, что мы можем сделать? - искала роль НКО председатель совета.

Сами правозащитники хотели поговорить с президентом о многом. Памфилова напомнила об убийстве в Москве отца Даниила, о смерти в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского, пожаловалась на фактически недействующий закон о наказании за педофилию. Проскакивали в ее выступлении короткие фразы о свободе СМИ, нормальной политической конкуренции и реальных выборах.

Но разворачивать эти темы сама Памфилова не взялась. Зато остановилась на несовершенстве судебной системы. "Суды воспринимаются не как торжество справедливости, а как тупик правосудия, - заявила она. - Это разрушает правовое общественное сознание. Когда возникает фраза чиновников "обращайтесь в суды" в ответ на возмущенные жалобы, то ее воспринимают уже как насмешку". И это нередкость, особенно когда речь заходит о неудачных попытках провести митинг или шествие.

- Ставшие уже хроническими эпопеи с проведением собраний, когда в последний момент отказывают в предоставлении помещения, а также митингов и шествий - это уже достойно пера наших юмористов Задорнова или Жванецкого, если бы все не было так печально, - пожаловалась председатель совета.

С такой постановкой вопроса Дмитрий Медведев согласиться не мог. "При всем нашем скептическом отношении к тем или иным правовым институтам, мы должны все стараться способствовать авторитету суда, даже если мы понимаем, что он несовершенен. Потому что все остальное - цивилизационный тупик", - заявил он. А альтернатив суду все равно нет. Либо это самосуд, либо обращение в партком. И то и другое наша страна уже проходила.

Системные проблемы испытывает не только российский суд.

Обратил внимание Дмитрий Медведев и на неосторожную фразу Памфиловой, отделившую убийство отца Даниила от гибели юриста Магнитского и других правозащитников. Медведев с такой "градацией" категорически не согласен. "Всякое убийство - и правозащитника, и журналиста, и священника, и милиционера, и следователя, и военного - любого человека, имеет абсолютно одинаковые социальные последствия для нашего общества - это тягчайшее преступление, - подчеркнул он. - Мы не можем делить преступления на те, которые заслуживают повышенного общественного внимания, пусть речь даже идет об известных личностях, и на те, которые не заслуживают внимания".

Так же государство намерено относиться и к российским военнослужащим, проводившим в августе прошлого года операцию по принуждению Грузии к миру. Еще в апреле члены совета обращали внимание президента на то, что эти военные не могут получить статус участников боевых действий. "Решение о приравнении будет принято, - пообещал вчера президент. - Эта тема будет закрыта в самое ближайшее время".