24.11.2009 00:42
    Поделиться

    Почему набор стандартных товаров и услуг в Прикамье один из самых дорогих в стране

    Пермский край традиционно считается одним из самых дорогих регионов для проживания. "РГ" попыталась исследовать факторы, влияющие на эту тенденцию.

    Данные статистики фиксируют не только рост цен на импортные товары сегмента премиум, но и высокую стоимость стандартной потребительской корзины, в которую входят товары первой необходимости. Так, по данным Пермьстата, в январе-сентябре 2009 года прирост стоимости потребительских товаров и платных услуг, предлагаемых жителям региона, составил 8,4 процента.

    В России в сентябре текущего года в сравнении с декабрем 2008-го набор самых необходимых товаров подорожал на 9,7 процента, его цена достигла 7649 рублей. В Пермском крае - 7803 рубля. Это больше, чем в соседней Свердловской области (7576 рублей). При этом в некоторых субъектах федерации стоимость набора потребительской корзины не превышает семи тысяч рублей. В то же время есть целый ряд товаров, которые в Перми дешевле, чем в Екатеринбурге. Средняя цена килограмма говядины, например, ниже на 18 рублей, сливочного масла - на 25,3 рубля, а хлеба - на 4,3 рубля.

    Чем вызваны высокие цены в регионе? В первую очередь подозрение падает на торговые сети. Однако, по данным различных исследований, уровень рентабельности предприятий торговли Перми достаточно низкий, что легко объяснить высоким уровнем конкуренции в данном сегменте. Многочисленные дисконтные программы, реализуемые пермскими ритейлерами, свидетельствуют об этом. Виноваты ли в росте цен производители? По данным УФАС Пермского края, отпускные цены предприятий пищевой промышленности, занимающих доминирующее положение на пермском рынке, нельзя назвать монопольно высокими.

    - Цены в Пермском крае и до кризиса были выше, - сказала "РГ" заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Пермского государственного университета Татьяна Миролюбова. - Это можно объяснить экспортно ориентированным типом экономики нашего региона в отличие от той же соседней Свердловской области. Я имею в виду поставку за рубеж продуктов нефтехимического производства, а также древесины и изделий из нее. Сегодня цены на нефть значительно выше тех, которые закладывались в бюджет в прошлом году. Они тянут за собой цены на нефтепродукты. С высокими доходами от экспорта нефтепродуктов отчасти связаны и доходы населения края. В результате мы видим на рынке возросший потребительский спрос. С другой стороны, его структура изменилась. В период кризиса кредит стало получить сложнее, поэтому люди отказываются от покупки дорогих товаров длительного пользования, отдавая предпочтение более дешевым, которые есть в потребительской корзине. Эта тенденция характерна для любого региона, но, возможно, в Перми она ярче выражена.

    Еще одна причина роста цен, по мнению Миролюбовой, - влияние на экономику региона предприятий-монополистов. После повышения государственных акцизов на бензин нефтепереработчики подняли отпускные цены, что в итоге сказалось на стоимости транспортных услуг. Цены другого пермского монополиста, водоснабжающей компании, также выше, чем в соседних регионах. К примеру, в Ижевске плата за водоснабжение - 66,16 рубля на человека, а в Перми почти в три раза больше - 184,78 рубля.

    - Я считаю, что у контролирующих государственных органов есть пробелы в плане регулирования тарифов монополий, - поясняет Татьяна Миролюбова. - Конечно, сегодня тарифы на электроэнергию и тепловые ресурсы определяет Региональная энергетическая комиссия. С другой стороны, местные органы власти могут не давать добро на повышение цен, это в их компетенции. Идеальным во время финансового кризиса было бы вообще заморозить цены на тепловую и электрическую энергию.

    Подобного мнения придерживается и руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Дмитрий Махонин. В качестве дополнительного фактора, влияющего на рост цен в регионе, он назвал стоимость подключения к сетям инженерной инфраструктуры, в частности тепловым и электрическим. Тарифы на техническое присоединение в Прикамье выше, чем в других регионах, за исключением столицы. Соответственно строительные компании несут дополнительные затраты. К сожалению, вмешаться в ситуацию УФАС может только в случае необоснованного отказа от подключения к сетям.

    - Есть определенное заблуждение, что Федеральная антимонопольная служба может одним взмахом руки заставить производителей и продавцов снизить цены. На самом деле это не так, - говорит Дмитрий Махонин, - Вмешиваться в порядок ценообразования мы имеем право только в строго определенных случаях, прописанных в законе. Решать же проблему роста цен, на мой взгляд, необходимо комплексно. На уровне законодательной и исполнительной власти снизить бремя налоговой нагрузки на производственные предприятия, продукция которых входит в группу товаров первой необходимости, а также повысить уровень конкуренции на рынке.

    Наша же задача в том, чтобы подсказать региональным властям, на какой сегмент рынка в данный момент следует обратить особое внимание. К сожалению, взаимопонимания удается достигнуть не всегда.

    Еще одним рычагом давления на цены, по мнению экспертов, должен стать новый закон о торговле, который сейчас готовится ко второму чтению в Государственной думе. В частности, он запретит крупным торговым сетям получать бонусы с поставщиков за размещение продукции на своих прилавках. Ведь деньги, которые сейчас взимают ритейлеры "за вход", в итоге повышают цены товаров.

    Поделиться