Почти все участники ежегодного форума топ-менеджеров страхового бизнеса в своих выступлениях касались критической ситуации, которая сложилась на рынке. По данным, приведенным заместителем гендиректора агентства "Эксперт РА" Павлом Самиевым, объемы сборов снизились на 8%. Каждая десятая страховая компания испытывает серьезные финансовые затруднения, связанные со значительными убытками от основной деятельности. Темпы роста страховых выплат в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года превысили темпы падения страховых премий почти в три раза. По оценкам агентства, уровень выплат по страховому рынку в целом без учета обязательного медицинского страхования в 2009 году достигнет 60%.
Наиболее опасными видами страхования с точки зрения отрицательных темпов прироста страховых премий и высоких темпов прироста страховых выплат стали: страхование грузов (падение премий в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года на 23,0%, рост выплат на 76%), страхование от несчастных случаев (падение премий на 19,1%, рост выплат на 47,7%), автокаско (падение премий на 16,2%, рост выплат на 40%) и добровольное медицинское страхование (падение премий на 7,5%, рост выплат на 16,3%).
Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. В любой момент эти проблемы могут "сдетонировать". Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид - демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества.
Аналитики агентства "Эксперт РА" представили два прогноза развития рынка. Если второй волны кризиса не будет, то объем страхового рынка в 2009 году составит 527 млрд рублей, а в 2010 году - 556 млрд рублей, то есть вернется на уровень 2008 года. Темпы прироста страховых премий в 2009 году относительно 2008 года составят 5,1%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом прибавят 5,6%. Если же ВВП продолжит падение, объемы кредитования будут находиться на минимальном уровне, то объем страхового рынка в 2009 году составит 500 млрд рублей, а в 2010 году - 453 млрд, то есть даже ниже уровня 2007 года.
Среди отрицательных тенденций, прослеживающихся на рынке, гендиректор "Ингосстраха" Александр Григорьев, назвал рост убыточности и мошенничества.
Наметилась и еще одна "странная" тенденция, характерная и для компаний из первой десятки: "желание платить меньше в старательно приближенной к законности форме". Гендиректор "Ингосстраха" обратил также внимание на увеличение количества страховщиков, покидающих рынок. Так, с начала года лицензий лишились уже 47 компаний.
По мнению исполнительного вице-президента группы "Ренессанс страхование" Сирмы Готовац, у любого кризиса есть не только негативные, но и положительные стороны. К числу таковых можно отнести очищение финансового рынка от ненадежных или неэффективно работающих компаний, что пойдет ему только на пользу. Таким образом, крупные агентства получают возможность усилить свои позиции, увеличив долю на рынке. Кризис ускорил процессы консолидации - доля 20 крупнейших компаний достигла почти 60%. В дальнейшем эта тенденция продолжится также за счет ухода с рынка мелких компаний. Этот процесс будет связан как со сделками по слиянию и поглощению, в том числе и в топ-20, так и с неосмотрительной политикой некоторых игроков на фоне роста убыточности в отдельных сегментах. В результате к 2012 году на рынке останется 200-300 компаний, а львиная доля сборов будет приходиться на первую десятку.
Традиционно локомотивом роста отрасли был бурно развивающийся рынок кредитования. Однако в этом году рынок ипотечного и автокредитования может достичь своих минимальных значений; соответственно, это отразится и на страховании объектов залога. Тем не менее ждать существенного сокращения рынка банковского страхования в ближайшее время не стоит. Одним из стабилизирующих факторов станет то, что кредиты выдаются на несколько лет, а в результате девальвации рубля рынок может даже показать небольшой рост. Кроме того, актуальность страхования в кризис, когда на первый план выходят вопросы сохранения бюджета и его защиты от непредвиденных расходов, только возросла. Даже те, кто не страховал имущество, полагаясь на свой высокий доход, сейчас менее самоуверенны. Поэтому наиболее востребованными остаются автострахование и страхование недвижимости. Также заметно возрос интерес к программам добровольного медицинского страхования. Вслед за восстановлением банковской системы и возобновлением роста потребительского кредитования к прежним объемам вернется бизнес по страхованию залогов, что в значительной степени отразится и на динамике рынка в целом.
По словам заместителя гендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, в уходе достаточно большого числа страховых компаний нет ничего драматического. Такие события не означают краха отрасли, системных проблем на рынке нет, идет неизбежный процесс очищения рынка - с него уходят слабые и неквалифицированные игроки. Это болезненный, но неизбежный этап развития отечественного страхования, когда он завершится, рынок станет более цивилизованным и прозрачным, страхователи будут эффективнее защищены полисами действительно надежных компаний, которые будут предоставлять своим клиентам более качественный сервис.
Что касается опасений за судьбу клиентов разорившихся компаний, то следует учесть, что по самому массовому виду страхования - ОСАГО - деньги потерпевшим выплачивают за счет компенсационных фондов Российского союза автостраховщиков, а по остальным видам страхования у компаний, уходящих с рынка, к счастью, не было массовых продаж.
С внедрением в практику процедуры прямого возмещения (при которой пострадавший может обращаться за выплатой по ОСАГО не в компанию виновника ДТП, а в свою собственную) количество недальновидных клиентов, которые могут стать жертвами потенциальных банкротов, заметно уменьшится. Ведь когда полис покупаешь не "для того парня", а для себя любимого, то выбираешь страховщика куда тщательнее и волей-неволей останавливаешь выбор на крупной солидной компании с хорошей репутацией и сервисом. За таких страховщиков даже в кризис клиенты голосуют рублем, и число этих клиентов растет. Еще один аспект ухода компаний с рынка - переформатирование рынка труда, высвобождение агентов, которые продавали полисы компаний-неудачников. В этом тоже нет ничего страшного, поскольку этих квалифицированных сотрудников готовы "подхватить" именно компании-лидеры.
Целевая модель страхового рынка предполагает, что в 2020 году национальная система страхования должна достигнуть уровня развития, позволяющего ей эффективно выполнять все ее основные функции. По мнению страховщиков, на перспективу 5-6 лет целесообразно передать роль локомотивов развития рынка вмененным и обязательным видам страхования, которые впоследствии могут быть заменены рыночными инструментами, а к 2020 году основой российского страхового рынка должно стать добровольное страхование.