Пока основным инструментом воздействия на состояние экологии в России остается законодательное и нормативное регулирование. Об этом министр Юрий Трутнев заявил в конце октября, выступая с докладом о мерах по улучшению экологической безопасности Российской Федерации на "правительственном часе" в Совете Федерации.
Как выглядит экологическое законодательство сегодня? По мнению главы минприроды, существующая сегодня система нормирования сбросов, выбросов и образования отходов субъективна и позволяет предприятию устанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду.
Во-вторых, по мнению Юрия Трутнева, санкции за негативное воздействие минимальны и не создают экономическую мотивацию для субъектов предпринимательства по модернизации производства.
Кроме того, природоохранное ведомство признает отсутствие экономических стимулов для хозяйствующих субъектов по переходу на экологически эффективные технологии.
И, наконец, все решения в области охраны окружающей среды принимаются с большим количеством административных барьеров. Не создается среда для применения новых управленческих механизмов, таких как экологический аудит, страхование экологических рисков.
Между тем работа по совершенствованию экологического законодательства активизировалась лишь год назад. За это время, в частности, был принят Федеральный закон N 309 от 30 декабря 2008 г., согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства получили право декларировать данные о размещении отходов, а не получать соответствующие разрешения. Было существенно упрощено лицензирование деятельности по обращению с отходами и введен институт экологической экспертизы при строительстве объектов по обезвреживанию и захоронению отходов.
Вообще за последний год, как сообщает пресс-служба минприроды, правительством РФ принято семь постановлений, регулирующих вопросы экологии. Одни из главных - "О лицензировании деятельности по обращению с отходами", "Об осуществлении госэкоконтроля", "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках".
Трутнев сообщил о том, что подготовлен и представлен в правительство проект Федерального закона "Об усилении ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды". В законе конкретизировано понятие "вред окружающей среде" и установлены административные взыскания за нарушения нормативов сбросов и выбросов загрязняющих веществ. По воде максимальный размер штрафа увеличивается от 5 до 15 раз, по воздуху - от 5 до 20 раз", - пояснил он.
Стоит ли ждать ужесточения санкций и в будущем? По данным минприроды, в настоящее время проходят согласование Проект постановления правительства РФ "О порядке исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" и Проект постановления о полномочиях по установлению лимитов сбросов.
Но возможно лишь только увеличением штрафных санкций заставить бизнес задуматься об окружающей среде? Что касается водных ресурсов, то, по мнению главы Росводресурсов Марины Селиверстовой, необходимы эффективные методы экономического стимулирования. И без увеличения платы за сбросы сточных вод не обойтись.
Существенных послаблений для бизнеса ждать, по всей видимости, не приходится, особенно если речь идет о промышленной безопасности объекта. Возможно полагаться только на законодательство для того, чтобы минимизировать саму возможность возникновения таких аварий, как на Саяно-Шушенской ГЭС? Юрий Трутнев считает, что законодательство в области промышленной безопасности нуждается в существенном реформировании. "Самое главное, что необходимо сделать, - считает глава природоохранного ведомства, - это точно определить зону ответственности каждого субъекта, имеющего отношение к проектированию, изготовлению, эксплуатации, сервису, выводу из эксплуатации опасного оборудования".
Хотя справедливости ради стоит отметить, что и о небольших "пряничках" для бизнеса минприроды не забыло. По мнению Юрия Трутнева, это означает, что государство должно "экономически поддержать предприятие, которое модернизирует свою технологию". Минприроды начало консультации с финансово-кредитными организациями о возможной поддержке технологических и экологических реформ на российских предприятиях. Первым изъявил готовность Сбербанк России, который в следующем году может выделить порядка 5 млрд долларов на кредитование программ экологической реконструкции предприятий. Каковы будут условия и критерии участия в этой программе, должно быть известно в скором времени.
Существует ли перспективная задача у российской экономики в экологической сфере? По мнению главы минприроды, это переход к "наилучшим существующим технологиям", который должен произойти в 2016году. Это путь, по которому пошло большинство стран. Он предусматривает переход на нормирование негативного воздействия на окружающую среду на базе технологий, отвечающих последним экономически доступным достижениям науки при минимальном уровне воздействия на экосистемы.
Уже через пять лет должен быть создан подробный реестр по разным отраслям, и кроме того разработан механизм угроз и поощрений.