24.11.2009 00:05
Поделиться

Юрий Богомолов: Новым "Офицерам" не затмить экстрасенса Мессинга

Неделя, как и предполагалось, выдалась боевой. Капитан Журов не выдержал сравнения с Давидом Гоцманом и поспешил ретироваться, когда на горизонте появился маг и волшебник Вольф Мессинг, о котором уже немало фильмов сложено. Устоят ли против него проверенные рейтингом спецназовцы Егор Осоргин и Александр Ярцев ("Офицеры")?

Вольф Мессинг, в очередной раз заглянув в будущее, увидел, что Гитлер ведет Германию к войне, которая добром не кончится. На черном континенте бравые российские ребята сражаются с Мировым Злом. В Америке советский агент Рудольф Абель, добыв секреты атомной бомбы, томится в тюрьме. К этим переживаниям добавились те, что сопутствовали ночной трансляции из Марибора.

Тем временем полку честных ментов типа Журов, Глухарев, Волков, Настя Каменская, Маша Швецова прибыло. Это капитан Диченко из нового сериала НТВ "Дикий".

Капитана за слишком большое рвение на поприще борьбы с организованной преступностью в столице московское начальство сослало побороться с оной в провинцию, где он себя и показал наилучшим образом - ликвидировал опасного преступника, пресек распространение наркоты в средней школе, прикрыл цех по производству порнофильмов и т.д.

Вообще я зря иронизирую. Кажется, сериал "Дикий", хотя и сделан по известным лекалам и опробированным схемам, сам по себе не плох. Есть в нем реальная живость. Диалоги - человеческие, а не деревянные. Интрига не бог весть, но за героями любопытно наблюдать. Пара - крутой мент и дочка-подросток - создает хорошие предпосылки для острых и неожиданных сюжетных поворотов. Да и с психологической стороны это кажется занятным. Возможны варианты нюансов. Хэпи энд в каждой серии - это то, что надо для массовой аудитории в будничный прайм.

Что больше всего ценится телезрителем в первые часы отдохновения у экрана после дневных трудов как праведных, так и не очень? Психологический комфорт ценится больше всего. Чтобы тебе не рвали душу в это время, не пытали твою совесть, не читали бы тебе нотации, не затрудняли бы тебя экзистенциальными ситуациями и не грузили бы всех нас моральными проблемами.

Конечно, понемногу можно и того, и другого, и третьего, но только под сурдинку либо детективной, либо мелодраматической интриги. Идеалом в этом отношении сначала была "Каменская", потом - "Тайны следствия". Теперь - "Дикий"?

Видимо, время ментовских сериалов, замешанных только на интриге преступления или на интриге его расследования, позади. Нужны какие-никакие характеры. Или просто - характерные герои. А сугубо функциональные детективы, стерильные криминалисты в белых халатах и прочие работники правоохранительной системы уже набили оскомину. Больше других ее набил бесконечный сериал "След". Потому, думаю, "Журов" - шаг Первого канала в правильном направлении. Он сделал его и остановился.

Первому большой рейтинг нужен сразу и надолго. Потому не оправдавшего доверия мента уволили, на смену ему вызвали двух закадычных друзей-спецназовцев, что когда-то уже один раз выручили канал.

"Офицеры" хорошо себя показали жарким летом 2006-го года. Я о них тогда писал. Я знал, что они вернутся. У них была предыстория. Оба героя, Ставр и Шуракен, вышли из шинелей советского фильма "Офицеры", произведенного на свет в начале 70-х.

Время было глубоко и плотно идеологизированным. Советский патриотизм считался альфой и омегой всякого фильма, основанного на материале хоть Гражданской, хоть Великой Отечественной войны. Авторы (один из них прозаик Борис Васильев) исхитрились минимизировать эту зависимость. Их герои по большей части - патриоты не советского строя, а воинского сословия, хранители традиции офицерской чести и достоинства.

Такая деполитизация обеспечила фильму долголетие. Он в постсоветское время показывается не реже, чем "Ирония судьбы".

Идею неокрашенного в красные тона патриотизма подхватил одноименный сериал. Я тогда заметил, что его восемь серий - только пробный камень. Если волна интереса к нему поднимется на определенную рейтинговую высоту, то будут "Офицеры" и два, и три, и далее.

"Волна" поднялась; ее и попыталась с ловкостью серфингистов оседлать новая команда авторов.

Команда авторов и артистов все делает правильно, а чего-то не хватает... Таланта ли? Или просто наивной веры, романтического простодушия создателей, чего в избытке бывало в советских фильмах типа тех же "Офицеров" и "Семнадцати мгновений весны"?

Потому, скорее всего, новым "Офицерам" не затмить экстрасенса Мессинга.

Последний сразу показал выдающиеся проценты: около тридцати - доля, под 15 - рейтинг. А художественная сторона оставляет желать лучшего. И тоже вроде все правильно рассчитано, а временами - смешно. Особенно комичен эпизод, когда Мессинг, заключенный в гестаповский застенок, излучает из себя такую гипнотическую энергию, что все охранники, как сомнамбулы, являются к нему в камеру, усаживаются рядком на его нары, а он берет у них ключи, запирает их снаружи - и был таков.

Таких фокусов в сериале много. Я не спорю, может, это все и правда, но почему тогда смотрится как анекдот, как липа?

А по простой причине, что это художественно недостоверно.

***

На рандеву с Владимиром Познером актриса Чулпан Хаматова поделилась одним парадоксом. У нее впечатление от телерепертуара как от чего-то ужасного и аморального. Но работая в благотворительном фонде, который помогает больным детям, она обнаружила, что ничто так не способствует сбору средств, как концерты с участием тех телезвезд, которые вызывают у нее чувство брезгливости.

Ситуация знакомая по Брехту в его пьесе "Добрый человек из Сезуана".

ЮРИЙ БОГОМОЛОВ

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ