К нему не подъедешь. Вокруг всегда плотные толпы. Он устал от интервью, замучен любителями автографов. От желающих постоять рядом, сфотографироваться нет отбоя. Вот и в день его официального провозглашения королем легкой атлетики к Болту на фотосессию несли детей, словно к какой-то иконе.
Усэйн Болт: Этот мальчик - сотый.
Российская газета: В каком смысле?
Болт: Мальчик, сыночек какого-то из больших боссов, сотый, с которым я сегодня снялся.
РГ: Надоело?
Болт: Нет.
РГ: А что вам больше всего по душе в этой жизни? Слава?
Болт: Нет.
РГ: Но что?
Болт: Отдых. Я очень люблю отдыхать. Развлекаться. Ходить по дискотекам. Праздновать с друзьями. Вкусно есть в ресторанах.
РГ: Вы не придерживаетесь никакой диеты?
Болт: Если другие спортсмены будут придерживаться моей диеты, им придется быстро распрощаться со спортом. Нет, я им этого очень и очень не советую. Тут я совсем не пример.
РГ: Хочу спросить вас о спорте.
Болт: Да, мои рекорды на 100 и 200 метров можно улучшить.
РГ: Кому по силам это сделать?
Болт: Будущий сезон спокойный, ровный. Тут не надо выводить себя на пике формы к важным чемпионатам. Значит, буду бегать в свое удовольствие. И если все благоприятные обстоятельства сложатся воедино, рекорды можно будет побить. В 2010-м на "Бриллиантовой лиге" мы будем соревноваться с Тайсоном (Гэем из США. - Авт.) и Асафой (Пауэллом с Ямайки. - Авт.), еще никогда таких частых встреч у нас не было. И если конкуренция остра, может случиться все. Включая и мировой рекорд.
РГ: Благодарю, что ответили на мой вопрос вполне серьезно. Вот еще один из этой же "серьезной серии". Как вам дистанция 400 метров? Не хотите попробовать? Вы же с нее и начинали.
Болт: Начинал. Но попробовать не хочу.
РГ: Почему? Ваш тренер говорил, что здесь вы тоже можете побить рекорд мира американца Майкла Джонсона - 43.18.
Болт: Да? Это такой рекорд? Нет, не хочу.
РГ: Но объясните...
Болт: Что тут говорить. 400 - это в четыре раза длиннее, чем 100, и в два раза, чем 200. Так зачем мне бежать целый круг, когда я лучше буду совершенствоваться в коротком спринте.
РГ: А как у вас получается так быстро бежать эти коронные дистанции?
Болт: Как? А кто знает? Получается, и все. Я об этом не думал. Пусть думают те, у кого это пока не выходит. И мой тренер тоже. Он советует, я выполняю. К чему тут какие-то мысли.
РГ: Усэйн, а кого бы вы назвали лучшей спортсменкой последнего десятилетия?
Болт: Ну, не задавайте мне таких трудных вопросов.
Королеве не надо в Голливуд
Торжественный вечер для нескольких сотен избранных, посвященный запуску "Бриллиантовой лиги", Саня Ричардс провела лучше профессионалов, ни разу не заглянув в заготовленную ими бумажку. Дорогие наряды носит с природной элегантностью. А еще уроженка Ямайки, выступающая за США, взяла в этом году на чемпионате мира "золото" в беге на 400 метров и в эстафете 4х400, вместе с Еленой Исинбаевой и стайером из Эфиопии Кенисой Бекеле сорвала Джек-пот в "Золотой лиге" и выиграла 12 стартов сезона из 14.
Российская газета: Саня, вы поразили многих, блестяще проведя презентацию. С вашими внешними данными да со всемирной славой можно прямо в Голливуд.
Саня Ричардс: Наверное, можно. Но мне хочется как можно дольше оставаться на дорожке. Здесь в мои 24 еще многое предстоит сделать и доказать.
РГ: Говорите, вам предстоит еще многое доказать. А как насчет того, чтобы побить мировой рекорд на вашей коронной дистанции? В октябре 1985 года Марита Кох из ГДР пролетела 400 метров за 47.60 секунды, и как вообще вы относитесь к тем рекордам, которые установили в годы, когда через допинг-контроль проходили, как сквозь сито?
Ричардс: К мировому рекорду этой спортсменки я потихоньку, но приближаюсь. Сезон будущего года у нас у всех посвободней, чем нынешний - ни олимпиад, ни мировых чемпионатов. Если все сложится хорошо, можно постараться пробежать круг, соревнуюсь с неведомой мне немкой. А насчет старых рекордов - я не против того, чтобы они оставались в таблицах. Что сделано, то сделано. Не вычеркивать же их. Все равно когда-нибудь не мы, так другие их побьют.
РГ: Вопрос только в одном - когда?
Ричардс: Но посмотрите, как в этом году атаковала рекорд в высоте хорватка Бланка Власич.
РГ: Однако 2 метра 9 сантиметров, взятые болгаркой Костадиновой Стефкой еще в 1987-м, устояли.
Ричардс: Вопрос времени. Болт бьет рекорды на стометровке каждый год, а раньше говорили, будто из 9,6 сек. нельзя практически выбежать. Дайте нам только время.
РГ: А сколько еще лет вы собираетесь бегать?
Ричардс: В 2012-м мне бы хотелось поехать на Игры в Лондон, в 2016-м -пробежаться на Олимпиаде в Рио.
РГ: А что нужно, чтобы оставаться в спорте так долго? Некоторые уходят, и навсегда, даже в ваши 24.
Ричардс: Я очень себя берегу. Во время сезона ни малейших отклонений от сурового режима. Я распрощалась со всеми увеселениями, поздними возвращениями, любыми излишествами в еде.
РГ: У вас своя диета?
Ричардс: Именно своя. Не ем пряностей, копченостей, полностью исключила всякие жиры. Осторожна с алкоголем.
РГ: Полагаете, помогает?
Ричардс: Не полагаю, а уверена.
РГ: Как вы думаете, какое самое важное событие ожидает вас в 2010-м?
Ричардс: Это то одно событие, в котором соединены множества приятных изменений. Предстоит свадьба.
РГ: Поздравления. А представьте, что вам предстоит назвать лучшего спортсмена или спортсменку последнего десятилетия с 2000 по 2010. Ваш выбор?
Ричардс: У мужчин, конечно, Усэйн Болт. Он двинул нашу легкую атлетику на годы вперед, привел толпы на стадионы. А вот у женщин... Среди первых претенденток Елена Исинбаева. Ее сила и в мировых рекордах, и во внешней привлекательности. Но здесь я еще не сказала своего последнего слова. (Улыбается.)