24.11.2009 00:09
    Поделиться

    Сингапур стремительно прошел путь от импортера пресной воды до экспортера новейших технологий

    Интерес России к Сингапуру (подтверждение тому - недавний визит президента РФ Дмитрия Медведева) понятен. За считаные годы эта миниатюрная страна превратилась в индустриального дракона Азии, в один из финансово-экономических центров не только Юго-Восточной Азии, но и всего мира.

    В самом деле: до 1960-х Сингапур был одной из жемчужин британской короны. Точнее - одной из крупнейших военно-морских баз Великобритании и стратегически важным ее торговым портом. Только в августе 1965-го эта территория получила независимость (с конца 1950-х до 1965-го Сингапур входил в состав Малайзии). Даже гвозди и чернила приходилось импортировать Сингапуру в тот период...

    Но уже в первые годы независимости сингапурские власти и эксперты стали совместно созидать индустриальную экономику. На основе долгосрочной программы комплексной модернизации экономики и социальной сферы. Причем главная ставка была сделана, да и сегодня делается на малый и средний бизнес в производственных отраслях.

    Согласно мемуарам основателя сингапурского государства и его экономики Ли Куан Ю, премьер-министра Сингапура в 1959-1990 годах, "в момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам... Мы приветствовали каждого инвестора, просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство". В этой связи Ли Куан Ю небезосновательно сравнивают с Чан Кайши (Тайвань), Чжоу Эньлаем, Дэн Сяопином (КНР), Пак Чжон Хи (Южная Корея), Махатхиром Мохаммадом (Малайзия). То есть с теми политическими лидерами Восточной Азии, деятельность которых позволили "их" странам за короткое время стать экономическими величинами общемирового значения.

    Как показывают реалии индустриальных драконов (Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бруней и КНР), именно производственные отрасли и их поддержка со стороны государства стали локомотивом не только выхода из кризисов, но и быстрого развития промышленности и экспорта. А ведь в докризисные периоды и эти страны были производителями-экспортерами считаных видов сырья...

    Местные власти дали прежде всего широкий простор малому и среднему бизнесу, особенно в отраслях по переработке местного, импортного сырья, в строительстве и сфере услуг. Подчеркнем: именно малый и средний бизнес, всячески стимулируемый государством, буквально вытянул производственную экономику теперешних драконов и обеспечил ее постоянное развитие.

    Одновременно государство создало систему производственно-финансового, в том числе концессионного, партнерства с местными и иностранным бизнесом в базовых отраслях (энергетика, машиностроение, металлургия, транспорт, нефтепереработка-нефтехимия) и банковской сфере. Одновременно вводились всевозможные льготы для развития мало- и среднемощных перерабатывающих предприятий, сферы услуг, включая транзитные услуги, и для роста промышленного экспорта, в том числе продовольственных и текстильных товаров. Именно на этой многоотраслевой основе - вторым этапом развития, а именно этапом индустриального развития в 1970-1990-х гг., - стало опять же государственное стимулирование в сфере высоких технологий. В то же самое время стали развиваться сориентированные на экспортное производство специальные экономические зоны - с максимально выгодными условиями для иностранного и местного капитала.Вдобавок в тех странах сделали ставку именно на глубокую переработку любого сырья, а не на его растущий экспорт. Поэтому уже к концу 1970-х Сингапур, другие драконы и КНР стали выступать на мировом рынке и как производители-экспортеры весьма дорогостоящих разнообразных продуктов переработки. В результате их экспортные доходы (в отличие от российских) несопоставимо меньше, чем экспортно-сырьевые, зависят от перепадов мировых цен на сырье.

    Благодаря таким комплексным мерам эти страны и стали индустриальными драконами. А с середины 1970-х такой опыт успешно воплощается КНР, с 1980-х - во Вьетнаме и Лаосе. Но все это претворяется с прямым или косвенным регулированием со стороны государства.Словом, неудивительно, что упомянутые страны по-прежнему занимают лидирующие места в мире по темпам развития промышленных отраслей, промышленного экспорта, роста золотовалютных резервов и по стабильности своих денег. А следовательно, и по росту уровня жизни.

    Поделиться