Новости

25.11.2009 00:25
Рубрика: Общество

Как заработать на Луне

Россияне намерены запустить первый частный луноход

Россия готовит к запуску свой первый частный луноход. Его "подвиги" позволят не только исследовать поверх-ность Луны, но и получить за это хорошие деньги.

Кто их заплатит? Организаторы необычного международного конкурса, в который не так давно включилась российская команда "Селеноход". А всего в этом необычном и, прямо скажем, неоднозначном состязании участвуют представители уже 44 стран. Известно, что призовой фонд составит 30 млн долларов, 20 из которых получат создатели наиболее успешного проекта. Для этого робот должен не только "прилуниться", но и суметь проползти по поверхности Луны не менее 500 метров, а также отправить на Землю различные данные, видеоматериалы и фотографии. Причем все это нужно успеть сделать до конца 2012 года. И ни месяцем позже!

Кроме того, предусмотрены дополнительные призы - по 5 млн долларов. Это если кому-то сильно повезет и чей-то аппарат отыщет так называемые артефакты. Например, следы присутствия землян на Луне: остатки спутников, советские луноходы, а может, памятные таблички с американских "Аполлонов" или мячик для гольфа, закинутый Аланом Шепардом... Или, допустим, обнаружит залежи льда в лунных кратерах и т.д.

- Все команды демонстрируют разный технический уровень, - говорит руководитель проекта Николай Дзись-Войнаровский. - Аппараты для перемещения по Луне предлагают тоже очень разные: от самокатящихся мячиков до шагающих, летающих роботов. Наш луноход - традиционный, колесный, по проверенной схеме.

Надо сказать, что планы у россиян довольно амбициозные. По крайней мере, они всерьез рассматривают возможность "высадки" на Луне не одного, а даже двух роботов-роверов. Если, как говорят, позволит ракетная техника. Что же касается концепции самого лунохода, то это будет роботизированный мобильный аппарат с элементами искусственного интеллекта. Будут ли в нем использоваться какие-то технические решения, примененные в советских луноходах? Да. Но, как подчеркивают конструкторы-энтузиасты, принципиально новым будет практически все: от элементной базы и электроники до научных методов исследований.

Запустить луноход планируется ракетой "Днепр", но рассматриваются и другие варианты. Кстати, как признаются члены команды, именно пусковые затраты составят львиную долю всех вложенных средств. Причем одно из главных условий конкурса - госфинансирование для команд не может превышать 10 процентов стоимости проекта. Но вообще и это пока под большим вопросом.

Если честно, то сразу хочется спросить, насколько все реально? Да, по мнению команды, непреодолимых технических сложностей нет. Так, не надо начинать с нуля со средствами доставки - и ракеты, и "разгонники" вовсю летают и могут быть заказаны у традиционных российских предприятий. Но вот с перелетно-посадочным модулем сложнее. Все-таки за последние 33 года у нас не было реализовано ни одного лунного проекта. Впрочем, "селеноходцы" предлагают довольно практичное решение вопроса.

Идея в том, что их проект может быть реализован на тех заделах, которые, в частности, НПО имени Лавочкина предусматривает использовать в будущих лунных миссиях. А именно: там сейчас идут работы по проекту "Луна-Ресурс-1" / Сhandrayaan-2, предусматривающий как раз создание лунохода для индийской стороны и его доставку на Луну.

- Без отвлечения своих ресурсов НПО получит возможность "обкатать" все технологии в проекте "Селеноход", - замечает член команды Павел Шаров. - Будет протестирована баллистика, связь, посадка и управление аппаратом, то есть все ключевые этапы, которыми Россия не занималась три десятка лет.

"Лунная" команда объединила двенадцать специалистов, большинство из которых работают в ракетно-космической отрасли. Это инженеры в сфере робототехники, механики радиосвязи, расчета теплодинамических процессов и прочности, программисты, менеджеры. Удастся ли им помочь планам России в новом витке исследования Луны? Поживем - увидим.

мнение

Вячеслав Довгань, водитель экипажа Лунохода-2:

- То, что молодежь взяла в свои руки исследование космоса, нужно обязательно поддерживать. Подобные конкурсы могут значительно повысить интерес к космонавтике молодого поколения. У нас лучшие традиции по созданию шасси и для луноходов, и для марсоходов. В нашей стране был создан не просто луноход - унифицированная посадочная ступень. Это было первое транспортное средство, которое "посадило на себя" лабораторию.

Надо сегодня обязательно делать наш отечественный "селеноход". Успешная реализация этого проекта могла бы способствовать решению еще одной важной задачи - созданию платформы, полезной как для национальных космических агентств, так и для стран, желающих заниматься изучением лунной поверхности, но не имеющих своей космической программы.

Общество Космос
Добавьте RG.RU 
в избранные источники