25.11.2009 00:18
    Поделиться

    Андрей Константинов: "Терем-квартет" подготовил сюрприз для публики

    Знаменитый петербургский ансамбль "Терем-квартет" подготовил сюрприз для публики

    В новой программе "Терема" под названием "Музыка города N", с которой знаменитый квартет выступит сегодня в молодом московском концертном зале - во Дворце на Яузе, прозвучат песни в собственном исполнении.

    Это будет дебют поющего "Терема", поскольку прежде музыканты квартета народных инструментов в качестве вокалистов не выступали. При этом в основу спектакля "Музыка в городе N" положена непростая для исполнения музыка Альфреда Шнитке, Леонида Десятникова, Александра Чайковского. "Терем-квартет" сделал к ней собственные оригинальные аранжировки, создав собирательный образ бесчисленных городков российской провинции. О подробностях этого необычного проекта "Российской газете" рассказали музыканты "Терем-квартета": Андрей Константинов (домра), Андрей Смирнов (баян), Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас) и Алексей Барщёв (домра-альт).

    Российская газета: Новая программа означает, что ваш квартет, двадцать три года исполнявший классическую и народную музыку, стал превращаться в вокально-инструментальный?

    Андрей Константинов: С самого начала мы пробовали разные жанры и формы исполнения. Пытались играть на других инструментах, соединялись на время концерта с коллегами из других групп. У нас есть совместные проекты с Литовским национальным симфоническим оркестром, с японским музыкантом и певцом Джоджи Хирота. И все-таки, как у русских иконописцев был канон, в рамках которого они создавали гениальные произведения, так и мы пытаемся искать новые приемы в границах своих народных инструментов. А в данном случае решили, что полнее выразить душу выбранной нами музыки поможет вокал. Так что будем петь!

    РГ: Вы приглашали педагогов по вокалу, готовя "Музыку в городе N", или кто-то из вашей четверки имел уже опыт пения?

    Константинов: Никому из нас петь на сцене не доводилось. Честно сказать, сами не думали, что до этого дойдет. За нас "пели" наши инструменты. Поэтому, готовя новую музыкальную программу, в основе которой "Солдатские страдания" Владимира Дашкевича, начали с того, что пригласили сначала солистов. И все было как будто хорошо, но в то же время что-то "не то". Проблема заключалась в том, что профессиональные вокалисты слишком академичны, слишком вокализируют, а драматические артисты - чересчур драматичны... "Солдатские страдания", написанные Дашкевичем специально для "Терем-квартета" на основе музыки к кинофильму "Бумбараш", требовали сочетания и музыкальности, и драматизма, и умения артистично петь. Словом, после множества проб сделали выбор в свою пользу. Ведь смысл нашего ансамбля заключается в том, чтобы было интересно и нам самим, и зрителю.

    РГ: Вы, постоянно выступая вместе, уже отказались навсегда от сольных карьер?

    Константинов: Нам интересно, когда с помощью музыки достигается чувство единения друг с другом. Не знаю, удалось бы мне, например, стать классным солистом. Может быть. Наверняка это удалось бы Мише Дзюдзе. Он ведь был первым в истории игры на контрабас-балалайке, кто стал играть стоя. Его инструмент изначально - оркестровый. Миша довел его до уровня сольного. То, что он делает на нем, - не делает никто и нигде в мире. Но Миша не ушел из "Терема". Более того, он - основа нашего квартета. На Руси народные инструменты всегда были ансамблевыми. В этом смысле мы традиционалисты.

    РГ: Виртуозу-баянисту Андрею Смирнову предстоит исполнить партию Бумбараша. Считаете ли вы себя чем-то похожим на своего героя?

    Андрей Смирнов: Мне кажется, в каждом из нас есть что-то от Бумбараша - романтика, оказавшегося волей обстоятельств причастным более к земному, чем к возвышенному, но не захотевшему с этим мириться.

    РГ: Вы брали уроки пения, готовясь к этой партии?

    Смирнов: То, что я запел, - это для меня нечто!.. Правда, в свое время мы делали совместную программу с солистом Мариинского театра Владимиром Черновым. Благодаря ему я по-другому начал ощущать вокальные произведения, научился раздвигать пространство мелодии.

    РГ: Каим голосом будете петь своего Бумбараша - баритоном?

    Смирнов: Я вам на это так отвечу: буду петь, как умею... человеческим голосом. Мой образ в программе - это образ простого деревенского парня, и петь хорошо поставленным голосом было бы неправильно.

    РГ: А как "Терем-квартет" относится к своим многочисленным наградам и лауреатствам?

    Алексей Барщёв: Счастье приносит хорошо выполненная работа. А все остальное - лишь приятное уму дополнение.

    Поделиться