Контроль за качеством лекарств в России вырастет в пять раз

Через год уровень государственного контроля за качеством лекарств вырастет в пять раз. Фактически это означает, что будет проверяться каждая десятая партия из всего того, что поступает на рынок, и мы догоним Европу если не по качеству медикаментов, то для начала хотя бы по интенсивности контроля за ним.

Об этом шла речь на проходившей в эти дни в Москве международной конференции, посвященной качеству фармпродукции. Сообщения о том, что очередная серия таблеток или ампул должна быть изъята с рынка, поступают чуть ли не ежедневно. Например, на прошлой неделе в Ростовской области запретили продавать валидол, поскольку таблетки были покрыты оранжевыми пятнами, в Нижнем Новгороде обнаружился "липкий на ощупь" мукалтин, а в Челябинске - пожелтевшая аскорбинка. Заметим, все это - российского производства. Впрочем, и зарубежные производители далеко не всегда блещут качеством: ко всему вышеперечисленному был добавлен китайский аспирин, который содержал посторонние примеси.

"Выловить" такой вопиющий брак можно невооруженным глазом. Но, к сожалению, очень часто некачественные лекарства выглядят вполне добропорядочно, и сделать "тайное явным" можно лишь в лабораторных условиях. По словам руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля, сейчас возглавляемая им служба активно перевооружается "по последнему слову" техники в соответствии с международными требованиями - к концу будущего года в каждом федеральном округе появятся современные, хорошо оснащенные лаборатории для проведения экспертизы качества медикаментов.

"При этом уровень государственного контроля составит до 10 процентов от общего количества серий лекарственных средств, находящихся в обращении. Это более 16 тысяч экспертиз в год, что соответствует международным требованиям", - отметил Юргель. Для сравнения: сейчас через "сито" экспертизы просеивается только два процента серий лекарств. И бракуется из них порядка 3,5 процента. Это намного меньше, чем пять лет назад, но все равно куда больше, чем в благополучной Европе.

Наиболее часто подделывают препараты отечественного производства. По выборочным данным, их доля в браке достигает 45 процентов. На втором месте - немецкие и бельгийские лекарства (каждая десятая серия из запрещенных к обороту).

На форуме много говорилось о том, что только "гоняться" за браком, уже попавшим в аптеки и больницы, - совершенно недостаточно. В России сегодня более 2,5 тысячи фармдистрибьютеров (что само по себе нонсенс - за рубежом даже самые крупные с точки зрения территории страны обходятся куда меньшим числом оптовых продавцов), значит, проконтролировать всех элементарно не получится. Об этом говорила член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. Росздравнадзор, в свою очередь, заявляет о том, что намерен активнее контролировать производителей - проверять лекарственное сырье (так называемые фармсубстанции, к качеству которых сегодня очень много претензий), а также соблюдение технологических норм.