Вчера депутаты Думы Нижнего Новгорода приняли изменения в устав муниципалитета, согласно которым следующий мэр будет избираться из числа думцев. Также в мэрии появится новая должность - наемный сити-менеджер.
Дискуссии по поводу изменения порядка назначения мэра шли в Нижнем Новгороде несколько месяцев - в следующем году должны состояться выборы градоначальника и депутатов городской Думы. В итоге власти даже вынесли этот вопрос на общественные слушания, которые состоялись в конце октября. Тогда по этому вопросу смогли выступить почти 200 человек и лишь 32 из них поддержали идею выбирать градоначальника из числа депутатов Думы. Не поддержали участники слушаний и другие поправки в устав - об увеличении числа депутатов с 42 до 48 и о переносе выборов с октября на март 2010 года.
Результаты слушаний были представлены главе города и депутатам, чтобы те вынесли окончательное решение - специально по этому поводу в начале ноября было организовано внеочередное заседание Думы. Однако оно завершилось скандалом - половина депутатов попросту не пришли, из-за отсутствия кворума заседание не состоялось. Во многом это было связано с тем, что депутатам предлагалось проголосовать по поводу трех спорных вопросов вместе, а не по отдельности.
Однако вчерашнее заседание Думы прошло без эксцессов - мэр города Вадим Булавинов снял с повестки два спорных вопроса из трех и предложил депутатам определиться лишь с порядком назначения мэра. В итоге решение было принято абсолютным большинством - "за" высказались 34 депутата, один воздержался и четверо выступили "против".
После этого мэр пояснил, почему он решил пренебречь результатами общественных слушаний:
- Это непопулярное решение. Всю ответственность за него я беру на себя.
Таким образом, с октября следующего года мэр города будет выбираться из числа депутатов и одновременно возглавит городскую Думу. Непосредственно управлением городским хозяйством займется глава администрации - наемный сити-менеджер. Его назначением, согласно федеральному закону о местном самоуправлении, будет заниматься специальная выборная комиссия, которая на две трети должна состоять из представителей гордумы, а на одну треть - из представителей Законодательного собрания, которых назовет губернатор. Сити-менеджер может быть уволен по инициативе главы региона и депутатов Думы.
Ольга Радчикова, заслуженный юрист РФ:
- У нас с 2003 года действует Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В этом законе есть статья 36, в которой говорится, как выбирать главу. А мэр города - это и есть глава. В той же статье сказано, что существует два способа выборов - самими жителями и представительными органами муниципального образования. У каждого города в нашей стране есть устав, по которому он живет. В уставе муниципального образования прописан порядок выборов главы местной власти.
Ирина Грудинская, председатель Коллегии адвокатов:
- В статьях 34 и 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сказано, что глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах.
При разработке этих норм права законодатели исходили из смысла статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления. Этот документ был ратифицирован Федеральным Собранием и вступил в силу для нашей страны 1 сентября 1998 года. Статья говорит про право и реальную способность органов местного самоуправления брать на себя значительную частью государственных дел, отвечать за них и действовать в интересах местного населения. Все это может быть осуществлено только органами, избранными путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Однако особый характер задач, которые стоят перед органами местной власти, в совокупности с печальным опытом последнего времени - "замерзающими городами", кризисом системы ЖКХ и прочими проблемами показывает, что выборные главы местного самоуправления, представляющие определенную политическую фракцию или группу избирателей, не всегда могут профессионально реализовывать предоставленные полномочия и отвечать за принимаемые решения.
Эти обстоятельства явились весомым основанием для внесения депутатами "Единой России" законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эти законодательные инициативы были активно поддержаны органами представительной власти регионов.