26.11.2009 00:20
    Поделиться

    Московская городская радиотрансляционная сеть отстояла право брать с москвичей 60 рублей за отключение радиоточки

    Московская городская радиотрансляционная сеть отстояла право брать с москвичей 60 рублей за отключение радиоточки.

    Агент национальной безопасности

    В Москве примерно 2,9 миллиона квартир оснащены хрестоматийными радиоточками. Но сколько к ним подключено приемников и много ли народу по старинке слушает проводное радио - науке неизвестно. Общественники из организации по защите прав потребителей утверждают, что не больше 2 процентов.

    А вот хозяин точек - Московская городская радиотрансляционная сеть (МГРС), ссылаясь на данные независимой экспертизы, заявляет, что приемники имеются у 27 процентов жителей города, и как минимум раз в неделю проводное радио слушают 1 856 000 человек.

    Полемика быстро достигла точки кипения, обернувшись переходом на личности и судебными исками. В суде пока "ведут" сетевики со счетом 1:0. В середине ноября Арбитражный суд Москвы отклонил иск общества защиты прав потребителей "Общественный контроль", поданный в сентябре против МГРС с целью "прекратить поборы за проводное радиовещание". Проигравшие намерены оспорить решение суда.

    Воодушевленная успехом сеть вкатила оппонентам иск на миллион рублей и требует публичного раскаяния. И даже подала заявление в Генпрокуратуру с предложением провести проверку деятельности общественников на предмет наличия в их действиях... преднамеренной попытки нанести вред основам национальной безопасности.

    При чем тут нацбезопасность? Дело в том, что проводное радио считают самым надежным способом оповещения о войне или техногенной катастрофе: теоретически оно должно работать в экстремальных условиях. То есть когда в домах погаснет свет, "вырубятся" телевизоры и Интернет, замолкнут FM-приемники. Собственно, ни один дом в городе нельзя сдать, не обеспечив подвод в квартиры хрестоматийных радиоточек.

    Парадокс в том, что, образно говоря, тянуть провод в вашу квартиру - дело обязательное, а вот подключать к этому проводу приемник - добровольное. Отсюда и бесконечные конфликты.

    Дело на миллиард

    За точку надо платить: 34 рубля 22 копейки в месяц. Не много, но все-таки. И не вполне понятно: это все-таки плата за услуги радио или за нацбезопасность?

    Если за вклад в нацбезопасность, то возникает закономерный вопрос. Вот, скажем, небо столицы прикрывают еще и ракетные комплексы и перехватчики ПВО. Но тем не менее включать отдельной строкой в коммунальные платежки горожан счета за израсходованные на учениях ракеты и авиакеросин для истребителей еще никто не додумался. Хватает налогов.

    Если же это плата за услуги радио, то логично предположить, что сначала с гражданином должны заключить договор, как, скажем, это делают интернет-провайдеры или сотовые операторы.

    Но деньги сеть получает без всяких договоров. Называется это сложным юридическим термином: "конклюдентные действия". Суть: если вы хоть один раз оплатили выставленные вам счета за радиоточку, то радиосеть считает, что тем самым вы как бы заключили с ними договор об оказании услуг.

    В суде эти аргументы срабатывают, но среднестатистический обыватель - не юрист. Ситуация непонятная. В повседневной жизни каждого из нас регулярно просят за что-то заплатить. Обычно платим: оставляем чаевые официантам, подаем нищим, финансово благодарим врачей, сбрасываемся на подарок учителям.

    Но при этом никто не считает, что, заплатив однажды, вы заключили пожизненный контракт. В конце концов даже сотовый оператор и интернет-провайдер за неуплату счетов просто отключит вам телефон или перекроет доступ в Интернет. И не будут стращать конклюдентными последствиями.

    А вот от радиоточки так просто не избавиться.

    За более обстоятельной информацией припадаем к первоисточнику: заходим на официальный сайт МГРС. Вот он, раздел "Отключение радиоточки". Но только вместо информации о том, как это сделать, находим текст-ужастик: целых десять абзацев о том, как страшно жить - город наводнен опасными производствами, и, отключив радиоточку, ты создаешь угрозу для жизни и здоровья. Вывод: "Если вам небезразлична безопасность ваших детей и внуков, то мы настоятельно рекомендуем этого не делать".

    Круто. Но вы все-таки решили отключить и, проявляя безответственность, повторно жмете на ссылку "Отключить", наивно ожидая, что вам, наверное, сейчас скажут - как. А вот не тут-то было! Опять укоры: "Если описанные выше угрозы безопасности вашей жизни и жизни ваших родных и близких вы считаете несущественными..." И только в конце информация: МГРС нужно предъявить заявление на выключение радиоточки, свой паспорт, квитанцию об оплате услуг по отключению (сегодня это 60 рублей). А еще - справку об отсутствии задолженности по оплате услуг этой самой связи. Если же долги накопили - увы, видимо, не судьба избавиться от такой услуги.

    Настырность сети имеет свое объяснение. Если умножить 34 рубля 22 копейки на почти три миллиона точек - в год получим миллиард рублей. Сумма. Тут уж не до сантиментов.

    Винтаж на кухне

    Впрочем, оппоненты радиосети тоже кое в чем перегибают палку. Часто приходится слышать утверждение, что сегодня радиоприемник просто не найти.

    Найти не так уж и сложно, просто не там ищете. В антикварных салонах сохранились такие раритеты, при виде которых ваша бабушка смахнет слезу. Вот навскидку: вполне функциональную радиоточка "Чайка".

    - Очень стильная и строгая модель, дизайном неуловимо напоминающая Мавзолей Ленина, - искушают продавцы антикварного сайта "Сталинизм". - Винтажная вещь, конец 50-х, работающая.

    Стоит раритет 3000 рублей. Но в принципе есть устройства и дешевле. Если проявить фантазию, то ретро радио очень даже удачно можно вписать в интерьер квартиры. Не говоря уж о том, что по возрасту эти аппараты если даже еще и не антиквариат, то скоро станут таковыми.

    Сами сетевики предлагают две модели: однопрограммный "Нейва" АГ-301 за 152 рубля 57 копеек, чуть более продвинутая модель "Нейвы" АГ-305 стоит 252 рубля 34 копейки. Несмотря на заморское название, производитель отечественный - делает их один уральский радиозавод. Но дизайн навевает тоску, и сам факт производства однопрограммного приемника - наглядный аргумент в пользу противников проводного радио. Право, лучше сетевикам сразу отправлять клиентов в антикварные салоны.

    Впрочем, в ближней перспективе руководство проводного радио намерено поломать ретростереотипы.

    Кроме повышенной живучести в период "конца света" эта сеть обладает уникальной возможностью передавать нужную информацию в нужное место. Например, диктор может рассказать жителям горящего дома, что им делать и в какую часть здания бежать. При этом удастся избежать паники в непострадавших многоэтажках: там народ просто не услышит ненужной им информации.

    Кстати

    Изюминка сети: пресловутая "Социальная розетка", куда можно подключить не только радио (9 программ), но и телевизор, компьютер (медленный, но бесплатный Интернет). К тому же бесплатной обещают сделать и так называемую "тревожную кнопку", обеспечивающей экстренную связь со спецслужбами, милицией, МЧС и "скорой помощью".

    В более отдаленной перспективе через соцрозетки можно будет подключиться и к скоростному Интернету, и даже получать доступ к телевидению современных форматов. В Кунцеве уже дома с подобными "социальными розетками" построены.

    Если бы такая "социальная розетка" с медленным, но халявным Интернетом появилась, скажем, лет десять назад, никакого конфликта с потребителями бы не возникло в принципе. И технических препятствий для этого не было. Но, по планам, такими розетками собираются оборудовать все московские квартиры только к 2015 году.

    история

    Радиоточки, или, как они официально именуются, абонентские громкоговорители массово появились в квартирах во второй половине 20-х годов прошлого века. С 6 утра до 24 часов ночи народ слушал новости, музыкальные, литературные передачи. С 14 до 15 часов был технический перерыв в вещании.

    Однопрограммные приемники не требуют даже внешнего питания. Трехпрограммные нуждаются в подключении к электророзетке в 220В.

    Поделиться