Житель поселка Терскол Эльбрусского района Владимир Кудимов за 30 лет без единого гвоздя создал около 500 деревянных скульптур.
Большинство его изделий напоминают причудливые изгибы женского тела. В работах Кудимова нет одинаковых и даже похожих изделий. Жанр, в котором работает мастер, называется пластикой малых форм. Владимир преподает физкультуру в местной школе, а после уроков спешит в домашнюю мастерскую - к стамескам и лобзикам. На то, чтобы из обычной деревянной коряги получилась красивая фигура, уходит три-четыре часа, а иногда и годы - все решает вдохновение. В ход идут клей, лак, воск, скипидар и шпатлевка, но гвозди и молоток - никогда.
Конечно, среди работ Владимира встречаются не только прекрасные дамы, есть и парные скульптуры, где этим "самодостаточным явлениям природы" (выражение мастера) сопутствует "приложение" - мужчина. А на одной из работ, наиболее любимых автором, есть еще и ребенок, который как бы венчает собой взаимоотношения двоих. При этом в произведениях Кудимова нет никакого натурализма, увлеченности деталями, всегда есть ощущение целого - ничего лишнего! - а это бесспорный признак мастерства.
- Любовь к дереву мне пере далась от отца, он им всю жизнь занимался, - рассказывает Владимир. - Хотя я, в отличие от родителя, на токарном станке лишь однажды выточил только одно яйцо. Мне больше нравилось мастерить своими руками.
А вдохновителем его хобби стал прекрасный пол, его совершенные в своей пластичности и законченности, а потому фантастические, по мнению Владимира, формы. Творческое воображение скульптора может увидеть женский силуэт в камне, создать его из облаков, слепить из пластилина, нарисовать... Но выточить фигуру из дерева - это особенное удовольствие, говорит мастер.
- Мои главные материалы - сосна и береза. У первой очень красивый рисунок, приятный запах, но она хрупкая. Часто использую кап - наросты на березе. В них порой можно "увидеть" грустное лицо старика, сказочного персонажа, животное. А бывает, что какая-нибудь завитушка на дереве может послужить прообразом девушки. Специально хожу в лес, гуляю в окрестностях Эльбруса, всматриваюсь, ищу подходящие ветки, пеньки, причудливые образования. Иногда в ход идут облепиха и верба. Мой критерий хорошей скульптуры - чтобы тому, кто ее увидел, захотелось погладить работу.
Сейчас Владимир мечтает о более просторной мастерской, где можно было бы создавать фигуры в человеческий рост. Набросков в рисунках у него на десятки лет вперед. Из-за "деревянного" хобби, которое увлекает все больше, мастер спорта по марафону стал реже уделять время любимым пробежкам.
- Раньше я бегал по 500 километров в месяц, а теперь - 300, что тоже немало, - говорит он. - Но велотренажер, занятия на котором совмещаю с компьютером, восполняют физические нагрузки.
Пока оба хобби - любовь к творчеству и спорт - сочетаются и дополняют друг друга. Наверное, потому, что время на создание скульптуры и на пробег марафонской дистанции примерно одно и то же.