Все участники коммуны, в прошлом неоднократно судимые за тяжкие преступления, сейчас без всякого принуждения пропалывают поля и разводят домашнюю скотину.
Корреспондент "РГ" побывал в этой своеобразной коммуне, затерянной в пермских лесах.
Взялись за ум
Еще в прошлом году власти Пермского края начали активную борьбу с преступностью. Региональный парламент утвердил целевую трехлетнюю программу "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009 2012 годы", на реализацию которой выделено около полумиллиарда рублей. Предусмотрена социальная и психологическая адаптация граждан, пришедших из мест лишения свободы. Чтобы после выхода на свободу они не начали добывать деньги на жизнь преступным путем, чиновники должны оказывать им материальную помощь, а также помогать с устройством на работу.
Ничего не зная об усилиях краевых властей, несколько ранее судимых пермяков переехали в заброшенный поселок Кухтым Добрянского района. Доехать до Кухтыма трудно, а после дождя практически невозможно. Проехав более 70 километров на редакционной "Волге", оставшиеся три версты до поселка пришлось пройти пешком в резиновых сапогах.
В прошлом Кухтым - довольно большой поселок. В лучшие годы, когда работал леспромхоз, здесь проживали около тысячи человек. Был клуб, школа и другие объекты социальной инфраструктуры. Сейчас здесь зарегистрировано двенадцать человек.
- У меня мама здесь жила, - говорит Алексей Королев, организатор сельской коммуны. - Она мне и подсказала: займись делом, хватит уже по тюрьмам кататься.
У Королева четыре судимости, все - за причинение тяжких телесных повреждений. Освободившись шесть лет назад, пытался заняться бизнесом в Перми. Организовал тренажерный клуб. Но хозяева здания увеличили арендную плату, и дело стало невыгодным. Вспомнив совет матери, два года назад Алексей вернулся в Кухтым. На деньги, заработанные в бизнесе, приобрел 18 домов по десять-пятнадцать тысяч рублей и решил организовать сельхозпредприятие.
Чиновники из краевого минсоцразвития помогли Королеву найти пять освободившихся из колонии мужчин - они приехали в поселок жить и работать. Правда, двое сразу же передумали: им не понравилось, что работать надо много и на совесть. И все таки потихоньку единомышленники у Королева появились. Кроме бывших преступников, сюда приехала семья погорельцев из Кизела - отец, мать и двенадцатилетняя девочка. Еще двоих мужиков Алексей нашел на пермских улицах.
- В городе делать нечего, - резюмирует Анатолий, один из "найденышей". - Голод, холод, разруха. Только по помойкам ходить. А здесь нормальная работа, спокойная жизнь. Жениться бы еще.
Натуральное хозяйство
Потихоньку Алексей Королев с товарищами разворачивается. Только техники маловато. Есть только колесный трактор МТЗ неизвестного года выпуска. Из навесного оборудования - лишь плуг. В этом году отремонтировали пять овощных ям, куда складировали двенадцать тонн картошки, по тонне турнепса, свеклы и моркови.
Приступили к развитию животноводства. Завели трех коров, трех бычков, коз. В теплом сарае, в клетках - около 70 кроликов. В яму, заполненную дождевой водой, запустили карасей. Протекающую в поселке речушку перегородили плотинами - получился мини-каскад прудов. Сюда планируют запустить форель.
Деньги члены коммуны зарабатывают по-разному. Евгений Ершов, несколько раз судимый за разбойные нападения, вечерами, после сельхозработ, вырезает фигурки из дерева. "Человеком себя чувствую, - говорит бывшая гроза ночных улиц. - И спокойно здесь, хорошо. Хочу жену из Березников сюда привезти".
Кто то летом собирает ягоды, грибы и продает их дачникам. А еще поселенцы взяли под охрану близлежащие садовые кооперативы. Как результат, впервые за последние двадцать лет не был обкраден ни один домик.
Работник по договору
Сейчас с работниками проблем нет. Министерство соцразвития края постоянно предлагает расселить в поселке людей, но на их содержание не хватает средств.
- За каждого приехавшего ко мне человека шесть месяцев выплачивают деньги из краевого бюджета, - рассказывает Алексей. - Ну а дальше крутимся сами. Я бы, конечно, набрал еще людей, работники очень нужны. Но пока прокормить я их не смогу. Хозяйство только начало развиваться. Трудно пока, но справляемся.
Министерство социального развития Пермского края заключает с Алексеем Королевым договор на каждого направленного к нему человека. И за то, что он предоставляет услугу по реабилитации бывшего преступника, ему в течение полугода выделяются деньги на содержание принятого человека.
- Такое поселение - единственное в крае, - говорит Ольга Рыскаль, заместитель начальника отдела министерства социального развития Пермского края. - И работа организована довольно эффективно. Мы направили на реабилитацию девять человек.
Правда, возникают проблемы с оформлением земли и недвижимости. Дома Алексей купил, отдав деньги под расписку прежним хозяевам. После административных реформ, ликвидации сельсоветов документы на строения в местных архивах найти не могут. Приехавшие жильцы не в состоянии даже зарегистрироваться в своих домах. Пытался Алексей Королев решить вопрос с землей. Но в администрации Добрянского района его, видимо, не поняли.
- Попросил помочь, а меня чиновники спрашивают, зачем вам земля в Кухтыме? Золото будете искать? Всерьез не восприняли нас. Деньги еще сказали готовить. Зачем, непонятно. Я махнул рукой.
В результате лесная коммуна существует на "птичьих" правах.
Галина Лепешкина, глава Дивинского сельского поселения:
- Два года назад Королев с товарищами пришли ко мне в кабинет, сказали, что хотят поселиться в Кухтыме, и просили помочь с выделением земли. Сейчас присмотрелась к ним, плохого не делают, даже наоборот. Ремонтируют дорогу, зимой чистят от снега.
Кухтым - это Богом забытый угол, и хорошо, что там появились люди. Местные сначала встретили их с опаской, но уже свыклись, и претензий никаких нет. В садах прекратилось воровство. У них семья одна живет, так девочке купили все необходимое для школы, заботятся.
Конечно, чем смогу им помочь, помогу непременно. У нас есть в Кухтыме муниципальное жилье. Там и зарегистрируем их, чтобы на законных основаниях проживали. Потом будем решать вопросы с оформлением домов и земли.
Кстати
В Пермском крае начинается реформа уголовно-исполнительной системы. Рецидивисты и новички, впервые получившие наказание в виде лишения свободы, теперь станут отбывать наказание раздельно. Кроме того, будут созданы тюрьмы трех категорий - обычного, усиленного и строгого режима. По словам начальника ГУФСИН по Пермскому краю Александра Соколова, это не позволит рецидивистам передать свои уголовные и тюремные навыки тем осужденным, которые могут встать на путь исправления. Сейчас в Пермском крае более 30 тысяч заключенных. В будущем их число должно сократиться за счет применения условных и административных наказаний.