Фондам поддержки малого предпринимательства уральских городов не хватает данных о бизнесменах

Сотрудники фондов поддержки малого бизнеса признаются, что из-за отсутствия единой системы учета субъектов предпринимательства толком не представляют, с кем и как работать.

Одна из самых молодых бизнес-вумен Каменска-Уральского Ольга Чулкова решила открыть салон красоты еще будучи студенткой юракадемии. На разработку качественного бизнес-плана ушел год. Чтобы воплотить его в жизнь, потребовалась поддержка властей.

- Поскольку коммерческие банки не кредитуют бизнес на первоначальном этапе, в свое время я обратилась в городской Фонд поддержки малого предпринимательства. Там предоставили оборудование в лизинг, - вспоминает Ольга. - А конкурс инвестиционных проектов, проводимый областным Фондом поддержки малого предпринимательства (ФПМП), дал возможность приобрести арендованное ранее помещение в собственность. Сумма кредита и условия залога оказались приемлемыми.

Между тем Ольга уверена, что "услышаны властью" бывают далеко не все бизнесмены. Занимаясь вопросами правового регулирования малого бизнеса в качестве депутата Гордумы, она пришла к выводу, что в стране нет единой системы учета предпринимателей. А значит, чиновники и сами толком не представляют, кого следует поддерживать и как.

- Отсутствие нужной информации - актуальная проблема, - уверен директор Каменск-Уральского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Андрей Беус. - Мы не знаем специализации предпринимателей, стажа, объема работ... Нужная нам статистика есть в налоговой службе, но по сложившейся практике единый государственный реестр юридических лиц и ИП закрыт. Информацию можно получить только по запросу на каждого отдельно взятого предпринимателя и на платной основе. Поэтому зачастую муниципальные фонды поддержки бизнеса вынуждены работать вслепую, общаясь лишь с ограниченным кругом предпринимателей.

- Предприниматель может указать в налоговой службе, что собирается заниматься десятью видами деятельности, а на деле реализует только один, - добавляет директор новоуральского фонда Илья Джаваев. - Сведения госстатистики также неточны. Малый бизнес отчитывается только раз в 3-4 года, причем статистика ведется выборочно, поэтому данные получаются усредненными. А система отчетности бизнесменов перед местной администрацией носит уведомительный характер: одни отчитываются о своей работе, другие - нет.

По его мнению, необходимо ввести системный учет информации: точное количество действующих предпринимателей и реально работающих у них сотрудников, а также объем выплачиваемых бизнесменами налогов, по конкретным сферам деятельности. Иначе получается, что, выделяя миллионы рублей, власти понятия не имеют, дают ли впоследствии эти вложения отдачу в виде налогов.

- На мой взгляд, система учета бизнесменов у нас налажена достаточно хорошо и создавать дополнительную не требуется, - высказывает противоположную точку зрения Виталий Голофаев, заместитель директора Института  права и предпринимательства УрГЮА. - Другое дело, что муниципальные ФПМП лично я рассматриваю как субъекты, извлекающие из бизнесменов прибыль. Добиваясь от налоговой открыть базу данных по ИП, фонды, вполне вероятно, преследуют предпринимательские цели: например, предлагать платные услуги гораздо большему числу бизнесменов, нежели они это делают сейчас.

- Парадокс в том, что инфраструктура поддержки предпринимательства работает через ряд коммерческих банков, которым выгоднее продвигать собственные программы кредитования, а не фонда, - откровенно высказался в беседе с "РГ" юрист одного из уральских кредитных учреждений. - Кроме того, поручительство фондов для банков не является гарантией. Это лишь дополнительный инструмент в системе обеспечения кредитов. Кредитование в коммерческих банках юридических лиц на данном этапе почти полностью заморожено. Многие даже успешные предприниматели в течение нескольких месяцев пробивают получение займа, но если им это и удается, то не менее чем под 36 процентов годовых.

Муниципальные программы по поддержке малого бизнеса действуют пока только в 54 городах и районах Свердловской области и не отличаются разнообразием. Без серьезного финансирования такая программа - просто бумажка. Но что мешает главам добиваться повышения норматива средств на эти программы, который составляет сегодня всего 10 рублей на человека?! - резонно замечают в областном комитете по развитию малого и среднего предпринимательства. Для сравнения: норматив на мероприятия по пожарной безопасности - 70 рублей.

Между тем отдельные муниципалитеты все же стараются искать нестандартные формы поддержки.

- Как ни странно, многие бизнесмены не знают, что существуют программы поддержки малого бизнеса, и относятся к возможности получить помощь от государства скептически, - рассказывает Андрей Беус. - Чтобы решить проблему, наш фонд наладил электронную рассылку новостей о нововведениях в сфере предпринимательства. В базе данных уже полторы тысячи адресов. Второе ноу-хау - так называемый финансовый брокеридж: наш кредитный инспектор консультирует предпринимателей, подсказывает, в каких банках города лучше налажена система кредитования бизнеса. Правда, некоторые поначалу подозрительно относятся к этой услуге. Но потом понимают, что могут избежать беготни по банкам и сэкономить время.

Нижнетагильский центр согласования и консультирования работает уже шестой год. В свое время область выделила ему деньги на оборудование, а дальнейшее финансирование взял на себя муниципалитет. Раз в неделю специалисты 15 надзорных ведомств ведут в центре прием, бесплатно консультируя бизнесменов по насущным вопросам. Бывает, получить совет у проверяющих в день приходит от 100 до 600 предпринимателей.

В Екатеринбурге план по развитию бизнеса комплексный и расписан на многие годы вперед: предусмотрено создание новых технопарков, инкубаторов, развитие кооперации... Бизнесмены уверены, что если все мероприятия будут реализованы, это будет реальной помощью. Правда, есть одно "но"...

- Инфраструктура должна стать работоспособной, - говорит президент ассоциации предпринимателей Урала Максим Годовых. - Определенные шаги предпринимались, но не всегда эффективно. Технопарки создавались в основном в интересах промышленных предприятий, которые либо минимизировали с их помощью налогооблагаемую базу, либо размещали на этих площадях дочерние фирмы, или, пользуясь статусом технопарка, пытались согласовать другие проекты. Сейчас в рамках городской программы создается ряд таких организаций, в том числе крупнейший технопарк "Екатеринбург". Хотелось бы, чтобы они позитивно повлияли на развитие малого производственного бизнеса.

Понятие бизнес-инкубатора тоже ассоциируется только с предоставлением помещений на льготных условиях аренды, а вовсе не с тем местом, где можно получить весь комплекс услуг и информации, необходимой предпринимателю на первых порах. Причем сейчас есть потребность не в 10-15 рабочих местах, а в услугах инкубатора для тысяч начинающих свое дело. По словам Годовых, альтернативой может стать проект виртуального бизнес-инкубатора, включающий call-центр, интернет-магазины, виртуального секретаря, аутсорсинговых бухгалтеров, юристов, рекламщиков, других специалистов, позволяющий сократить издержки предприятий до минимума.

Комментарий

Евгений Копелян, председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области:

- Мы знаем, кого поддерживаем, и знаем, какой результат получим. Малый бизнес неоднороден: в нем можно выделить четкие целевые группы - в соответствии с их потребностями разрабатываются инструменты поддержки. Для начинающих это бизнес-инкубаторы, микрокредиты, тренинг "Начни свое дело", гранты. Для наукоемких компаний - гранты на завершение НИОКР, сертификацию, патентование, тренинги построения команды проекта, венчурное финансирование и т. д.

Для развивающихся компаний актуальна проблема доступа к ресурсам - предоставление обеспечения. 77 предпринимателей, у которых возникли сложности с выплатой кредита банку, получили помощь фонда в реструктуризации обязательств. В текущем году предоставлено также 870 поручительств областного фонда, с помощью которых предприниматели привлекли на развитие свыше 682 миллионов рублей банковских кредитов.

Что касается льготных кредитов, этот инструмент направлен на поддержку фирм, инвестирующих в свое развитие. Поскольку мы ограничены в ресурсах, средства выделяются предприятиям, работающим в приоритетных отраслях или территориях со сложными условиями хозяйствования.

Проблема в том, что нет своевременной информации от органов статистики по поводу текущих показателей и изменений в развитии малого и среднего бизнеса. Эти данные появляются с опозданием на полгода. Не обладая актуальной информацией, сложно планировать расходы бюджета. Но, несмотря на кризисную ситуацию в экономике, ресурсы на поддержку малого и среднего бизнеса в регионе выделяются в полном объеме.