Абхазия выбирает президента. Выборы назначены на 12 декабря. Это четвертые президентские выборы в новейшей истории республики. И первые после того, как Россия признала Абхазию независимым государством. Чем реально наполнена независимость? Сформировались ли государственные институты и насколько они работоспособны? Будет ли республика добиваться полного международного признания? Приобретя независимость от Грузии, не впадает ли Абхазия в зависимость от России? В повестке дня президентской кампании эти вопросы - главные. Вокруг них развернутся предвыборные дебаты. И от того, как сами себе на эти вопросы ответят абхазские избиратели, будет зависеть исход голосования.
Как минимум одно - самое очевидное - достижение нынешней власти не подлежит сомнению: созданы условия безопасности. Опасность возобновления войны против Абхазии существенно уменьшилась. Российские и абхазские пограничники совместно охраняют границы республики. Обустраиваются российские военные базы в Гудауте и Очамчире. Соперники действую щего президента Сергея Багапша (а он вновь баллотируется) могут критически оценивать проводимые им преобразования в системе государственной власти, предъявлять счета за положение дел в экономике и социальной сфере, но то, что жители республики, по словам ее нынешнего главы, "перестали спать на автоматах", - факт неоспоримый.
У Сергея Багапша есть и другой неубиваемый козырь: именно при нем Россия признала Абхазию независимым государством. С вытекающими отсюда последствиями, прежде всего - экономическими. Инвестиционный климат республики стал благоприятнее, присутствие в Абхазии российского бизнеса - более ощутимым. Есть серьезные инвестиции в развитие курортов, в разработку карьера для олимпийского строительства в Сочи. Российский бизнес присутствует и в лесопереработке, и в сельском хозяйстве. Но как раз этим и недовольна оппозиция. Ее, например, не устраивает принятый с одобрения президента новый закон о приватизации. Этим законом снят запрет на приобретение иностранцами объектов абхазской недвижимости. "Сможет ли хоть один абхазский бизнесмен составить конкуренцию иностранцам?" - риторически вопрошают противники послабления. Каких именно иностранцев следует опасаться, впрямую не говорится, но и так понятно. Российских, конечно, каких же еще. Западные инвесторы в Абхазию не торопятся, а российские уже пришли. Оформляемые на подставных лиц сделки с недвижимостью - самый распространенный вид российских инвестиций. Когда же запрет на покупку жилья иностранцами Абхазия снимет, а к этому идет, Гагра, Пицунда, Новый Афон станут местами куда более массового, нежели ныне, бизнес-паломничества. По мнению президентских оппонентов, дело может обернуться "демографической экспансией, ассимиляцией, постепенным исчезновением абхазского этноса и в конечном итоге ликвидацией абхазской государственности". "К объектам абхазской недвижимости проявляют интерес не только русские, но и турки, греки, болгары, - говорит кандидат в президенты Рауль Хаджимба. - Пожалуйста, мы не против, пусть будет много инвесторов. Но наша задача - сберечь этнос".
Рауль Хаджимба - главный соперник Сергея Багапша на этих выборах. Был вице-президентом республики, а в конце мая подал в отставку. Теперь он лидер Форума народного единства Абхазии. Государственный пост Рауль Хаджимба оставил добровольно. И объяснил, почему: "Я принял решение об уходе из власти, потому что посчитал свои возможности влиять на ее политику исчерпанными. У меня с президентом серьезные расхождения. Проводимый им курс считаю тупиковым". По мнению Хаджимбы, республика существует в основном за счет российских прямых дотаций. "Я не думаю, что такая схема отношений может устраивать Россию и Абхазию".
Голосом бывшего вице-президента говорит кандидат в президенты. Подчеркнутая почтительность к Москве в таком случае просто необходима. Четыре года назад Рауль Хаджимба, будучи главой правительства и ставленником Москвы, боролся за президентское кресло, но не смог одолеть гендиректора "Черноморэнерго" Сергея Багапша. В те дни случилось небывалое: о нарушениях, подтасовках и прочих безобразиях громче всех кричал не кандидат от оппозиции, а пребывающий у власти фаворит - Рауль Хаджимба. Наличие в каждой абхазской семье если не пулемета, то не менее горячих и убедительных аргументов в пользу того или иного претендента подсказало руководителям избиркома компромиссное решение: признать, что Сергей Багапш победил во всех районах республики, кроме Галского, где вскоре были проведены повторные выборы. Окончательный результат той кампании всем известен.
Теперь бывший вице-президент и действующий глава Абхазии вновь померяются силами. Только на этот раз Рауль Хаджимба будет представлять не власть, а оппозицию. Разменной монетой в их борьбе могут оказаться жители Гальского района. Большинство из них имеют грузинские паспорта. Многие хотят получить еще и абхазское гражданство. Действующий закон этому препятствует. Для получения абхазского гражданства грузины, живущие в Галском районе, должны отказаться от гражданства Грузии. Но республиканский парламент принял предложенные президентом Абхазии Сергеем Багапшем поправки к закону: гражданами Абхазии признаются все грузинские беженцы, вернувшиеся в Галский район до 2005 года. Абхазская оппозиция тотчас выразила протест, отметив, что "жители Галского района в подавляющем большинстве имеют грузинское гражданство, и за ними признали гражданство Абхазии без отказа от гражданства Грузии - враждебного нам государства". Но подлинная причина, заставляющая оппозицию протестовать против упрощенного получения гражданства, нам видится в другом: Галский район неизменно поддер живает Сергея Багапша. И чем больше его жителей станут гражданами Абхазии (а значит, получат право участвовать в выборах), тем многочисленнее будут голоса, отданные за действующего президента.
Заметим и вот что. Оппозиция упрекает Сергея Багапша в лоббировании интересов российского бизнеса, но ничего не имеет против российских инвестиций. Приветствует российскую финансовую помощь, но спрашивает: чего ради президент предложил ОАО "РЖД" взять в управление сроком на десять лет Абхазскую железную дорогу? То есть оппозиция делает вид, будто не понимает, что любой политический союз никому не дается даром.
Нет должного понимания независимости и в абхазском обществе. Оно понимает ее как независимость от Грузии. То есть как избавление от внешней угрозы. Но ведь имеются и угрозы внутренние, их несут в себе экономика, демография, здравоохранение, образование, культура, неокрепшая система власти... Лишь отведя от себя эти угрозы, Абхазия сможет приблизиться к стандартам суверенного, самостоятельного государства. И кто бы здесь ни победил на президентских выборах, плоды его будущего правления только так и будут оцениваться - движением от продекларированной независимости к реальной.