Медицина: эра антибиотиков заканчивается

 

В Москве состоялся "круглый стол" "Эра антибиотиков заканчивается: альтернативные возможности антибактериальной терапии".

Не скрою, тема как-то не очень укладывалась в сознании. Может, еще потому, что местом его проведения был избран знаменитый Дом ученых, в котором еще в конце 60-х годов прошлого века я встретилась с великой женщиной - выдающимся академиком, врачом, микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой. Той самой Ермольевой, которую Хауард Флори, первым в мире получивший в 1941 году порцию антибиотиков, назвал "Мадам пенициллин".

Именно Зинаида Виссарионовна не только в своей лаборатории получила отечественный пенициллин, но еще и сумела в 1943 году наладить в Москве его промышленное производство. Удивительная женщина, удивительная биография. Именно Зинаида Ермольева стала прототипом героини трилогии Каверина "Доктор Власенкова".

Тогда, после встречи с ней, написала о том, как антибиотики спасали и спасают миллионы жизней, каким они были чудом на войне, когда солдаты гибли не от ран, а от заражения крови. А антибиотики успешно заражениям противостояли. О том, что рождение пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков... И вот теперь - этот "круглый стол" "Эра антибиотиков заканчивается". У всего, в том числе и у лекарств, есть свое начало и свой конец?

В аптеках антибиотики предлагают на выбор - разные. И рецепта не надо. Только деньги и желание ими лечиться. Мне звонит подруга и радостно сообщает: "Купила "сумамед". Стала принимать. Температура спала, кашель прошел. И зачем столько времени лечилась бог знает чем? Надо было сразу антибиотик принимать. Врач никак не хотела мне его назначить. Хорошо, что рецепта не требуется. Пошла и купила".

А ведь врач абсолютно права. Бесконтрольное применение антибиотиков приводит к тому, что микробы становятся устойчивыми к лекарственным препаратам. Возникает так называемая антибиотикорезистентность. Организм современного человека научился реагировать на "вмешательство извне" почти мгновенно. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, практически все существующие микроорганизмы приобретут устойчивость к антибиотикам уже через 10-20 лет. И что тогда?

Вот сейчас сезонный подъем простудных заболеваний. И тысячи людей при первом же чихе, подобно моей подруге, горстями глотают самые продвинутые антибиотики. Не задумываясь над тем, что именно эти, спасшие миллионы жизней препараты, могут стать причиной не просто осложнений, но и серьезных, трудно излечимых патологий. Это тот самый случай, когда лечение может стать опаснее самой болезни. Нельзя быть пушкой - в данном случае антибиотиками стреляющей по воробьям, при ОРЗ, сезонном гриппе и других недугах, которые можно, да и нужно лечить иными препаратами. Антибиотики нарушают симбиоз кишечных бактерий. Это грозит разрушением всей микрофлоры кишечника. Если же дозы превышены, если курс применения долог, то не исключено токсическое действие на организм: изменяется состав крови, страдают печень, нервная система. Они могут вызвать поражение почек, ослабление слуха, привести к развитию анемии. Ныне применение антибиотиков в большинстве случаев себя не оправдывает.

Главный инфекционист Минздравсоцразвития России академик РАМН Виктор Малеев утверждает, что бесконтрольное применение антибиотиков - страшная беда. Врачи хорошо знают такую инфекцию, как синегнойная палочка. Так вот эту инфекцию нередко лечить уже нечем: микроб устойчив ко всем препаратам. Люди погибают, оставшись без защиты. Еще десять лет назад можно было использовать при лечении инфекционных заболеваний 15-20 антибиотиков. Сейчас реально эффективны пять - шесть.

На "круглом столе" выступала представитель Европейской экспертной группы профессор Ирья Лутсар. Она говорила о том, что повсеместное применение антибиотиков, практическое отсутствие новых препаратов антибиотического спектра действия начиная с семидесятых годов прошлого века привело к тому, что сегодня в Европе почти 400 000 человек каждый год заболевают бактериальными инфекциями, обусловленными устойчивыми к антибиотикам микроорганизмами. Примерно 25 тысяч случаев, сказала эксперт, заканчивается смертью. По той простой причине, что антибиотики оказываются бессильными.

И тут на арену выходят альтернативные методы противостояния бактериальным инфекциям. Конечно же, прежде всего это вакцинация, которая снижает число больных. А еще бороться с возбудителями различных заболеваний призваны их естественные враги - вирусы бактерий - бактериофаги. Они не просто внедряются в бактериальные клетки и разрушают их. Они умудряются самоликвидироваться сразу после того, как инфекция устранена. Бактериофаги - живые организмы, и в этом их преимущество перед химическими лекарствами. Да, бактериофаги медлительны. Они не с ходу уничтожают инфекцию. Но зато они не влияют на естественную флору организма, не вызывают дисбактериоз. В тяжелых случаях их можно применять вкупе с антибиотиками. А в тех случаях, когда антибиотики бессильны, когда микробы выработали к ним устойчивость, именно фаги могут спасти. Их преимущество еще и в том, что они уживаются с любыми лекарствами, обладают иммуностимулирующим действием.

Могут подумать, что бактериофаги - нечто новое, неизвестное. Абсолютное заблуждение. Они применяются с начала прошлого века. Но потом на первый план вышли иные препараты, препараты быстрого действия - а человек по своей природе нетерпелив, он жаждет сиюминутного результата - и о фагах забыли. Незаслуженно забыли!

В России выпуск бактериофагов начался еще в 1939 году на базе Башкирского института эпидемиологии, микробиологии и санитарии. В 1941 году здесь начали выпускать брюшнотифозный бактериофаг. Именно он не раз предотвращал эпидемию брюшного тифа в Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны препараты "раневых" и "кишечных" бактериофагов спасли немало солдат и мирных жителей. А что сегодня?

Сегодня отечественные бактериофаги становятся все популярнее и в России, и в Украине, и в Молдавии, и в Казахстане, и в Средней Азии. Для лечения и профилактики острых кишечных инфекций, гнойно-септических и других заболеваний. Создаются новые бактериофаги. Так стафилококковый лечит верхние дыхательные пути, гнойные инфекции кожи и слизистых. Секстафаг используют при фурункулезе, ожогах, воспалении уха, горла и носа. Интести-бактериофаг эффективен в лечении и профилактике болезней желудочно-кишечного тракта...

Они теснят дорогие импортные антибиотики? К сожалению, собственных антибиотиков у нас теперь практически нет. Но все-таки утверждать, что эра антибиотиков приказала долго жить, нельзя.

В ближайшие десять лет государство намерено потратить 106,4 миллиарда рублей на разработку новых лекарств. По некоторым авторитетным подсчетам, этого хватит, чтобы вывести на рынок 200 новых отечественных препаратов. И бактериофаги тут, судя по всему, будут весьма востребованы.