Доля контрактов по госзакупкам, размещаемым на электронных торгах, с 1 июля 2010 года превысит 70 процентов. Об этом вчера сообщил журналистам после конференции "Реформа госзаказа: развитие электронных торгов" руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
По его словам, с 1 января 2010 года на электронных торгах будет выставляться часть госзакупок, которые проводятся только через аукционы, а с 1 июля все они пойдут через Интернет.
Если судить по следующему году, то из 5 триллионов бюджетных рублей, выделяемых на госзакупки, 3 триллиона могли проходить именно через электронные торги. Игорь Артемьев сообщил, что правительство намерено из списка товаров и услуг, проходящих только через аукционы, вывести некоторую часть для торговли исключительно на электронных торгах. Правда, называть эти товары и услуги Игорь Артемьев не стал. Кроме того, глава ФАС сообщил, что в середине декабря правительство в ходе конкурса отберет пять электронных площадок, на которых и будут проводиться эти аукционы. Самыми вероятными "кандидатами" могут стать, по мнению Артемьева, площадки Татарстана и Москвы.
Однако не все согласны с тем, что количество площадок для госзаказа нужно ограничивать. Председатель совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант" Сергей Габестро считает, что надо разрешить конкуренцию между ними, не ограничивая их количество. Не секрет, что каждая отрасль была бы не против создания своей электронной торговой системы. Поэтому надо разрешить их деятельность без ограничений, а дальше рынок сам разберется, кто лучший. Оператор торговой площадки сможет работать только в том случае, если он будет окупаться. Если его работа не принесет ему прибыли, то в итоге электронная система сама отомрет за ненадобностью. Но зато у нас выживут, кто достоин, поэтому надо дать возможность конкуренции между площадками, не ограничивая их количество. Надо дать возможность операторам конкурировать между собой. Правительство не должно отбирать операторов. Оно должно дать на рынок критерии, которым эти операторы должны соответствовать. 5 отобранных площадок превратятся в пять госкорпораций и снова будет нужно вмешательство президента, чтобы остановить беспредел, который начнет твориться на площадках, контролируемых чиновниками.
Помимо вопросов, связанных с госзакупками, Артемьев прокомментировал и недавнее совещание в его ведомстве с руководителями нефтяных компаний России. По его словам, до конца года ФАС планирует определиться с формулой предельной цены на нефтепродукты, окончательно согласовав ее с нефтяниками. Артемьев подчеркнул, что хотя вокруг этой инициативы много споров, тем не менее "наблюдается сближение позиций, что позитивно". И уточнил, что это скорее будет даже "семейство формул", где будут свои отличия для каждой марки топлива.
Но главное, на чем настаивает ФАС ,- это твердая привязка к мировым ценам. Однако это не будет оформлено как закон, так как для контроля вполне хватит и антимонопольного законодательства. Эти формулы будут носить рекомендательный характер, но если компания выйдет за рамки этих данных, то у ФАС появятся основания обвинить ее в монопольно высокой цене. При этом Артемьев подчеркнул, что эти формулы не станут "фиксацией цен", а просто облегчат жизнь как нефтяникам, так и контролирующим госорганам.
Тем временем
По данным Росстата в октябре снижение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 41 субъекте России. Самым значительным оно было в Омской области - на 3 процента. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 12 субъектах Российской Федерации. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 30 субъектах, в том числе в Чеченской Республике - на 6,7 процента. В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц увеличились на 0,2%, в Санкт-Петербурге - остались без изменения.