Губернатор Саратовской области: Сейчас наблюдается восстановление объемов промышленного производства

Успешная реализация антикризисных мер в Саратовской области была отмечена Министерством регионального развития РФ. О социально-экономической ситуации в регионе корреспонденту "РГ" рассказал губернатор Саратовской области Павел Ипатов.

Российская газета : Павел Леонидович, что позволило Саратовской области оказаться в числе восьми регионов, в которых антикризисные программы сработали наиболее эффективно?

Павел Ипатов : Решая, как преодолеть полосу кризиса, мы думали не только о том, что необходимо сделать сегодня, но и о будущем региона. Наши предположения, что без принципиальных изменений намеченных целей не достичь, позже нашли абсолютно точное, аргументированное отражение в Послании президента Федеральному Собранию. И ключевое слово там было - модернизация.

Программу антикризисных мер мы подготовили раньше, чем в других регионах. Ее приняли еще в марте. В условиях кризиса требовалось принципиально изменить экономическую политику. Главной задачей было не дать обрушиться реальному сектору экономики, переориентировать продукцию саратовских предприятий на внутренний спрос в связи с тем, что пострадали прежде всего отрасли, работавшие на экспорт.

Решая проблемы промышленности, областное правительство заботилось об увеличении гособоронзаказа, о поддержке обрабатывающего производства, выпускающего продукцию, которая может быть востребована. Это, например, троллейбусный завод или завод транспортного машиностроения с производством контейнерных платформ. В строительстве мы сосредоточились на поддержке жилищных проектов и объектов социальной инфраструктуры. В сельском хозяйстве продолжили стимулирование производства и переработки продуктов питания.

Помимо этого, одной из главных задач областной антикризисной программы является обеспечение занятости. Загружая предприятия заказами, отчасти можно было решить эту проблему. Те, кто терял работу, могли трудоустроиться после переобучения. Был увеличен объем общественных работ. Антикризисные программы, в том числе и федеральная, стимулировали развитие малого бизнеса, давали возможность желающим переехать в другую местность для трудоустройства. Эти направления борьбы с кризисом мы начали осваивать с опережением других регионов.

РГ : При этом еще увеличили зарплату бюджетникам. За счет чего?

Ипатов : Принципиальным моментом в антикризисных планах было подтверждение всех социальных обязательств. Сделать это можно было только за счет успешно работающей экономики. В кризис мы значительно увеличили уровень доходов работающих в бюджетной сфере. Увеличение зарплаты бюджетникам планировалось еще до кризиса. Затем большинство субъектов РФ от этих планов отказалось - практически все, кроме Саратовской области. Фонд оплаты труда мы увеличивали больше всех - на 33 процента. Таким образом, во-первых, мы материально поддержали граждан, занятых в бюджетной сфере. Во-вторых, увеличив доходы населения сразу на 6,5 миллиарда рублей, стимулировали внутренний рынок. Вырос спрос на продовольствие, товары первой необходимости. Кроме того, переводя бюджетную сферу на новую форму оплаты труда, продолжив реформирование образования и здравоохранения, мы повысили качество предоставляемых услуг в этих отраслях.

Была поставлена задача не допустить роста цен на продукты питания и лекарства. В этом году цены на некоторые продукты в Саратовской области даже снизились. В магазинах были введены полки социальных товаров, продекларировано снижение торговых наценок до 7 процентов. Цены удалось заморозить, поскольку увеличилось предложение на рынке продовольствия. Действительно в Саратовской области не уменьшилось производство мяса, сохранились на уровне прошлого года закупки по овощам, а объемы производства молочной продукции выросли. При этом была сохранена система выездных ярмарок, на которых цены от производителя - на 20-30 процентов ниже, чем на рынках. За счет этого в докризисный период стоимость продуктов питания стабилизировалась. В условиях кризиса эта система подтвердила свою эффективность.

Такие меры принесли результат. Оборонная промышленность увеличила объем производства на 15 процентов. Сельское хозяйство выросло с начала года на 105 процентов. Все те предприятия, которые мы поддержали, не уменьшили объем производства. В итоге по результатам первого полугодия региональный валовой продукт был на уровне прошлого года, в то время как в среднем по стране снижение составило почти 11 процентов, а в ряде субъектов ПФО - более чем на 20 процентов. За 9 месяцев ВРП в Саратовской области снизился только на 3 процента.

РГ : Если сравнивать Саратовскую область с другими регионами, есть ли у нее какие-либо преимущества в нынешней экономической ситуации?

Ипатов : Думаю, преимущества связаны с теми удачно выбранными приоритетами в экономической деятельности и социальной политике, которых мы придерживались в течение последних лет.

С 2005 года Саратовская область развивалась более высокими темпами, чем в среднем по стране. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а средний темп роста в промышленности превышал 10 процентов в год. Причем делалась ставка на развитие обрабатывающего производства, а не топливно-сырьевого сектора. Предкризисные годы мы использовали, чтобы провести частичную структурную перестройку экономики. И это удалось. Были запущены десятки перерабатывающих предприятий, в том числе средних по объему. Выпуск товаров на них за три года вырос в 2,3 раза. Промышленность стала выпускать новые подшипники, новые холодильники, электронные системы управления для авиационных двигателей, измерительные системы контроля высокой точности, новые пластиковые трубы для коммунального хозяйства. В 2005 году большая часть оборонных предприятий области находилась в предбанкротном состоянии, а за три года ситуация выправилась. Активно в регионе развивалась и строительная индустрия, производство стройматериалов.

В Саратовской области ставка сделана на инвестиционно-инновационную модель развития экономики. Мы расширили зону поиска инвесторов, создали им благоприятные условия - от льготного законодательства до организационной поддержки. В 2008 году валовой региональный продукт Саратовской области составил 300 миллиардов рублей, из них 78 миллиардов, или 25 процентов, пришлись на инвестиции. Фактически за несколько лет региональный бюджет утроился - с 22 миллиардов в 2004 году до 68 миллиардов в 2008 году.

Ставка на средние инновационные предприятия дала нам преимущество при вхождении в кризис. В экономике области за предшествующие годы был создан определенный запас прочности. А главное, мы убедились в верности выбранных приоритетов.

РГ : Какой будет социально-экономическая ситуация в Саратовской области по итогам этого года?

Ипатов : Ситуация останется на уровне 9 месяцев или будет чуть лучше. Сейчас наблюдается восстановление объемов промышленного производства. Темпы роста промышленности в Саратовской области в сентябре составили 113 процентов по отношению к августу этого года и 107 процентов к сентябрю прошлого года. По-прежнему стабильно развивается сельское хозяйство. За 9 месяцев мы имеем 110-процентный рост в жилищном строительстве. В области выполняется запланированное строительство социальных объектов, больниц, школ, спортсооружений. Заработная плата за 9 месяцев в регионе выросла на 114 процентов, реальные доходы населения также увеличились.

РГ : Должно ли в условиях кризиса произойти изменение в инвестиционной политике регионов, нужно ли отказываться от долгосрочных проектов, привлекать только те инвестиции, которые быстро окупаются?

Ипатов : У потенциальных инвесторов снизились финансовые возможности, и мы потеряли примерно треть инвестиций. Это прежде всего ведомственные инвестиции. Поскольку на федеральном уровне не были поддержаны предложения руководства РЖД по инвестпрограмме, они свернули ее и в регионе. С другой стороны, мы сосредоточились на проектах в дорожном строительстве. В октябре было завершено возведение моста через Волгу в районе Пристанного. В следующем году будем заниматься привлечением средств на строительство дорог, моста через судоходный канал в Балаково.

Продолжается работа с инвесторами, которые декларировали желание реализовать крупные проекты в области. Компания "Северсталь" получила положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства металлургического завода в Балакове. Для Балакова, который наиболее пострадал от кризиса, поскольку там расположены производства комплектующих для автопрома, такой проект - большая поддержка. Объем инвестиций по нему - 600 миллионов долларов.

Идет реализация крупных проектов в молочном животноводстве. Ведется строительство мегафермы в Марксовском районе области. Там уже было 1200 голов скота, а в первом квартале будущего года будет сдан комплекс еще на 600 голов. В результате получится одно из крупнейших в России предприятий. Кроме того, строятся и менее масштабные фермы.

Конечно, мы сделали корректировку в сторону инвестпроектов с меньшим объемом финансирования, но с быстрым вводом в эксплуатацию. Например, проектом по репродукции овец мясной породы, с объемом финансирования более 40 миллионов рублей, мы возрождаем традиционное для нашего региона направление в овцеводстве. Реализуется проект - семейные молочные фермы. Здесь объем инвестиций составляет от 25 до 30 миллионов рублей. Такие проекты начинают работать в течение года.

РГ : В будущем году на регионы ложатся новые полномочия, в том числе по монетизации льгот, где в условиях кризиса искать источники пополнения бюджета, как при этом выполнить социальные обязательства?

Ипатов : Бюджет будущего года складывается в непростых условиях. В 2010 году мы еще не ждем значительного экономического роста. Сегодня видим свою задачу в том, чтобы не допустить снижения доходной части бюджета ниже уровня 2009 года.

Все, что касается дополнительных расходных обязательств, а сюда входит ряд полномочий, переданных федеральным центром, а также решение по монетизации, мы выполним. Думаю, перевод льготы по оплате жилого помещения в форму денежной выплаты улучшит ситуацию в коммунальной сфере. При расчете ежемесячных выплат будут применяться разработанные в регионе стандарты стоимости жилищных услуг. Это позволит определить размер выплаты в зависимости от конкретных жилищных условий каждого льготника.

Сейчас завершаем реорганизацию областного правительства. Штатная численность органов региональной исполнительной власти с начала года сокращена на 1136 работников. Часть из них перешли на работу в автономные некоммерческие организации, некоторые ушли на пенсию, неэффективных сотрудников уволили. Помимо этого, осенью было произведено объединение ряда министерств, снизилось количество чиновников, занимающих более высокие должности. Эта оптимизация даст более 120 миллионов рублей экономии. Все эти средства передаются на реализацию областной программы "Школьное молоко", на обеспечение дополнительным питанием учеников начальных классов.