Нога, несмотря на отдых, все равно болела. Поняла, что взятого из дома лекарства не хватит. Попросила врача отеля в Карловых Варах, в котором отдыхала, выписать препарат. Вручая мне рецепт, врач сказала: "Хороший препарат, хотя и дешевый".
"Дешевый?" - удивилась я. В упаковке шесть порций, и стоят они в московских аптеках, это уж как повезет, от 340 до 410 рублей. Причем цена медленно, но неуклонно растет. Упаковки хватает на неделю. Множим на месяц... Дешевый препарат? В Карловых Варах стоит он в два с половиной раза дешевле, чем у нас.
Упаковка, дозировка, производитель те же - разница лишь в цене. Производитель не чешский, потому никаких скидок на то, что "лекарство от производителя", быть не может. Кстати, у аптеки встретила известного российского медика, члена академии РАМН. Он тоже покупал лекарства, и он сказал мне, что старается, отдыхая здесь, приобрести препаратов на весь год: "Не только потому, что намного дешевле, но главное потому, что без фальшивок".
Перечла написанное и подумала: в которой раз об одном и том же! Сколько можно о ценах на лекарства, о фальшивых препаратах? И хоть раз была ли какая-либо реакция на это? Да, случается, что какого-нибудь провизора однажды накажут. А еще очередной рейд проведут, возмущенно объявят, что в такой-то аптеке "таблетку под язык" можно купить за одну цену, а в аптеке по соседству совсем за другую. Цены диктует рынок? А мы голосовали за рыночную экономику? Голосовали. Но не за базар! В Великобритании 3 поставщика фармацевтической продукции. Во Франции 4. А в России почти 2,5 тысячи компаний-поставщиков. Как тут не запутаться с качеством и ценой?
Вот приехал в Россию знаменитый россиянин - скульптор Михаил Шемякин. Не бедный он человек. Однако цена бутерброда в Питерском отеле "Астория" его привела в ужас: от 19 до 21 доллара. В московском "Президент-отеле" цены чуть гуманнее. Но если к бутерброду присовокупить чашечку кофе, то, признался Шемякин, четверть зарплаты как не бывало.
Хорошо, что живем мы не в "Астории" и даже не в "Президент-отеле". И можно обойтись без бутерброда за 19 долларов и чашечки кофе по безумной цене. А вот без лекарств ну никак нельзя.
Столько постановлений на этот счет! А цены растут. Сейчас, когда такой ажиотажный спрос на препараты против гриппа, они вовсе разгулялись. Весьма способствует тому реклама. Впечатление такое, что кроме лекарств вообще нечего рекламировать. Только и слышишь, только и видишь, что "самое лучшее для здоровья, жизни может предложить"... Далее указываются фирма, препарат. Явно все это имеет успех, если столько денег на рекламу жалуется.
Госдума озаботилась этой проблемой. Внесен законопроект, предусматривающий запрет рекламы лекарственных средств на телевидении и радиовещании, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Соответствующие поправки вносятся в Закон "О рекламе". В случае если документ будет принят Государственной Думой, реклама лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
А пока... Пока все больше тех, кто такой рекламе свято верит, кто лечится по своему усмотрению, точнее, по усмотрению рекламодателей. Скажите, каждый волен сам решать проблемы со здоровьем? Волен. Но...
Пришло письмо из города Белгорода. Написал его участник Великой Отечественной войны полковник запаса Алексей Александрович Островский. Очень горькое письмо. Алексей Александрович страдает раком простаты. И в письме он пишет о том, как в Научно-исследовательском онкологическом институте имени Герцена, что в Москве, с него потребовали сперва 50 тысяч рублей (как с льготника), затем еще 50 тысяч рублей, потом 200 тысяч. Потом еще 100, тоже тысяч. И все эти деньги за некий чудо-препарат, который призван был "окончательно спасти от рака".
Островский подробно описывает, как он собирал по родственникам и друзьям нужные деньги и переводил их "целителям". И фамилии целителей названы: Евгений Брауда, Татьяна Павлович, Николай Онисимов, Оксана Иневатова. Приложены квитанции Сбербанка о переводе Островским денег.
А взялся Алексей Александрович за письмо потому, что очень скоро понял: "лекарства" не помогли, а приобрести их, оказывается, можно гораздо дешевле. Он стал требовать возвращения денег. Естественно, никто ничего не вернул. Смущала ссылка на Институт имени Герцена. Позвонила его директору академику РАМН Валерию Ивановичу Чиссову: кто эти целители, которым Островский деньги переводил? Когда лечился у них ветеран войны?
Оказалось, не работают эти вымогатели в Институте онкологии. Никогда не лечился в Москве Алексей Островский из Белгорода. Мистика? Но вот оно на моем столе письмо, вот эти самые квитанции о переводах. По просьбе редакции Валерий Иванович обратился в департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области. И вот какой получен ответ (цитирую): "Больной Островский Алексей Александрович, 1926 года рождения, проживающий по адресу: город Белгород, улица Победы, дом 69, кв. 112, состоит на онкоучете с 26.04.2006 года по поводу рака простаты. С апреля 2006 года по настоящее время проводится гормонотерапия (далее перечислены препараты, которыми лечат пациента. - И.К.) с положительным эффектом. Препараты выдаются бесплатно по рецептам ОНЛС.
В августе 2009 года пациент принес на прием газету со статьей, в которой говорилось о целесообразности лечения патологии простаты биологически активными добавками (БАДами). Пациенту было разъяснено, что лечение БАДами не целесообразно, а зачастую вредит здоровью. Пациент спорить не стал. Но на следующий прием принес несколько коробок с БАДами, которые он купил (с его слов) за 200 000 рублей. И сообщил, что работники почты, где он осуществлял перевод денег в фирму по торговле БАДами, его отговаривали от сделки. На что он заявил, что денег он в могилу не унесет и будет лечиться по своему усмотрению. Когда же его племянница выяснила, что подобный набор БАДов можно купить в аптеках Белгорода, но значительно дешевле - за 17-18 тысяч рублей, Островский, которому БАДы, естественно, не помогли, сказал, что будет жаловаться".
Так ветеран войны поплатился за свою доверчивость. Сам виноват? Виноват, наверное. Надо быть осмотрительнее? Надо! Но так хочется быть здоровым! Очередная жертва рекламы? Но почему мы так часто становимся чьими-то жертвами?
Кому переводил деньги Островский? Кто эти люди, которые столь цинично обобрали старого человека? Обобрали, прикрывшись именем уважаемого медицинского центра. И все? Самое время кинуть таблетку валидола под язык. А зубы... Их после таких "лечения" и расходов впору класть на полку.