27.11.2009 00:30
    Поделиться

    Обзор крупных инвестиционных проектов в России

    Негативное влияние кризиса не изменило стратегического курса на инновационное развитие страны. В проекте федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов на программы, связанные с развитием инновационных производств и инфраструктуры, будет направлено 1,6 трлн руб. Это очень значительная сумма, если учесть, что все расходы федерального бюджета составят 9,9 трлн руб. и бюджет формируется с дефицитом. Инновационное развитие возможно только на основе сочетания интересов власти и бизнеса, потому что государство может выделить деньги, организовать научное сообщество, спрогнозировать, расставить приоритеты. Но освоение денег, выход на рынки - дело бизнеса. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП) ориентировано на освоение дальнейших технологий.

    Самые крупные инвестиционные проекты ГЧП с инновационной составляющей реализуются уже сегодня. Например, Богучанская ГЭС на Ангаре. По утвержденному проекту ГЭС должна иметь мощность 3000 МВт, среднегодовую выработку 17,6 млрд кВт-ч. В здании ГЭС будут установлены девять радиально-осевых гидро агрегатов. Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 2587 м) создадут крупное Богучанское водохранилище площадью 2326 км2, полным объемом 58,2 км3.

    За восемь месяцев текущего года строительство первого этапа Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих и неф техимических заводов в Татарстане завершено на 57%.

    Комплекс подобного масштаба строится в России впервые за последние несколько десятков лет. Реализация этого проекта поможет увеличить объемы переработки нефти в Татарстане с нынешних 7 млн тонн до 14 млн.

    Строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге официально началось в декабре 2005 года, первый участок был открыт 30 октября 2008 года. Проект магистрали предусматривает строительство автодороги протяженностью 48,9 км, из которых 55% составят эстакадные участки. Средняя ширина - 6-8 полос. Трасса пройдет вдоль выходящей на Финский залив западной части города и свяжет Большой морской порт и основные транспортные комплексы с обходной дорогой и выходами в страны Балтии и Скандинавии.

    А вот строительство Орловского автомобильного тоннеля в Санкт-Петербурге из-за кризиса отложено. Но строить его будут обязательно. Пропускная способность тоннеля составит до 60 000 автомобилей в сутки. Сметная стоимость строительства тоннеля - 26 млрд 400 млн рублей. Ожидается, что проект будет реализован в рамках концессионного соглашения. Стоимость равными долями ляжет на частного инвестора, городской бюджет, и Инвестиционный фонд России.

    Это все, можно сказать, сегодняшний день инвесторов. В большинство из "строек века" средства вложены, и недалек тот день, когда они начнут приносить доходы. Но не менее привлекательными, по мнению экспертов, выглядят сейчас проекты, которые находятся еще, как говорится, "в колыбели", то есть на уровне разработок.

    К числу таких проектов относится безаэродромный самолет с аэростатической разгрузкой БАРС, который предназначен для перевозки единых крупногабаритных тяжелых (до 400 т) грузов в труднодоступные регионы. Он может перевозить и людей, если будет на то необходимость.Самолет имеет съемную мобильную платформу, где размещается груз в основном в виде технологических блок-модулей, в совокупности с которыми он образует воздушные транспортно-технологические комплексы (ВТТК). В местах нахождения блок-модулей, размещенных на платформах, создается накопительная площадка, на которую прилетает БАРС, захватывает одну из платформ и перевозит ее в место назначения. БАРС в составе ВТТК имеет широкую область применения: освоение в труднодоступных местностях нефтяных, газовых и других месторождений, переработка древесины, сельскохозяйственной и другой продукции на месте с помощью мини-заводов, размещенных на платформах, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: землетрясений, наводнений, ураганов, пожаров и др. Кроме того, обладая большой дальностью полета, способностью садиться на любую неподготовленную поверхность: воду, болото, снег, лед, грунт - БАРС, например, обеспечит спасение терпящих бедствие на море и ликвидацию последствий разлива нефтепродуктов.

    Одними из наиболее перспективных инвестиционных проектов считаются лазерные технологии. Особенность лазерной технологии в том, что материал в зоне обработке испаряется, минуя стадию плавления. При этом точность изготовления детали от 2 мкм до 100 мкм. Высокая плотность лазерной энергии позволяет изготавливать детали со скоростью до 100 м/мин. Это означает повышение производительности труда от 10 до 40 раз и снижение себестоимости изделия в десятки раз.

    Современные технологии лазерной обработки материалов все больше вытесняют или дополняют классические методы "холодной" обработки в машиностроении - лазерное фрезерование, лазерная токарная обработка, лазерная резка вместо вырубки, высечки и т.д. Технологии лазерной термообработки, сварки, резки, пайки, наплавки, модификации, легирования, маркирования, гравирования, прошивки отверстий, химико-термической, лазерно-плазменной обработки, гибридные лазерные технологии находят все больше применение в различных видах производств. За рубежом лазерное оборудование активно начали внедрять на промышленных предприятиях с 1980 года. В России внедрение лазерной техники происходит хаотически, несмотря на мировой уровень научно-исследовательских разработок в области создания лазерных устройств и взаимодействия лазерного излучения с веществом.

    Российские ученые разработали метод извлечения золота из морской воды. В основе технологии лежит высокоэффективный механизм цементации металлов на новом адсорбенте. С поверхности адсорбента золото удаляется пирометаллургическим способом с повторным использованием металлической основы адсорбента. Лабораторные испытания опытного образца показали высокую эффективность извлечения золота адсорбентом на искусственно приготовленной морской воде. Следующий этап - исследование адсорбционных характеристик адсорбента по отношению к золоту в присутствии микрокомпонентов, имеющихся в реальной морской воде и выбор оптимального соотношения компонентов активной фазы адсорбента. Затем разработка технологического процесса масштабного производства адсорбента и устройств для реализации различных вариантов извлечения золота из морской воды. Заключительным этапом проекта является опытно-промышленные испытания предлагаемой технологии и ее массовое использование. Основное препятствие заключается в отсутствии заинтересованных инвесторов в реализации данной технологии из-за недостатка информации о предлагаемом способе извлечения золота из морской воды.

    Работы по применению пороховых машин в строительстве велись еще в советское время под руководством бывшего главного конструктора Мотовилихинских заводов в Перми, лауреата Государственной премии профессора Михаила Цирульникова. Был создан опытный образец артиллерийской откатной установки для заглубления анкеров и свай в грунт и проведены его полевые испытания, подтвердившие возлагаемые на эту технологию надежды. Но с началом перестройки все вещественные результаты этой работы были утеряны. Сейчас сотрудники Цирульникова возрождают проект. Предлагается новая, более эффективная технология нулевого цикла строительных работ для заглубления анкеров и свай в грунт способами свободного застреливания и импульсного вдавливания, основанная на использовании артиллерийских орудий. Технологию по сравнению с существующими методами отличают гораздо более высокая производительность труда, минимальные затраты времени и ресурсов на подготовку строительной площадки, снижение уровня давления на экологическую среду, частично она решает проблему конверсии и утилизации избыточных и устаревших артиллерийского вооружения и порохов. Практика показала, что применение откатных пушек для заглубления свай в грунт увеличивает производительность труда в 4-5 раз и уменьшает себестоимость работ в 3 раза по сравнению с существующими методами.

    Технология найдет применение при обустройстве нефтяных и газовых месторождений, крепления трубопроводов от всплытия на болотах, горизонтального прокола насыпей и возвышенностей, водном строительстве, крепления опор ЛЭП, строительстве в условиях вечной мерзлоты, заглубления электродов в грунт для укрепления откосов, строительстве частоколов под любым углом к поверхности земли, промышленном и гражданском строительстве, креплении буев, драг на водоемах, решении задач сейсморазведки, крепления понтонных переправ, мелком мостостроении и т.д., что позволяет рассчитывать на благоприятную рыночную перспективу. В рамках уже сложившегося немногочисленного неформального коллектива теоретиков, работающих над проблемой, необходима постоянная финансовая поддержка работ.

    Много интересных инвестиционных проектов лежит в сфере нанотехнологий. Среди них механическое нанесение покрытий путем разгона микрочастиц.

    По проекту предлагается разработка технологии нанесения разнородных многослойных покрытий из металлов, керамики, пластмасс и др. на поверхности твердых и эластичных изделий.

    Разрабатываемая технология может найти применение в авиационной, электронной, электротехнической и др. промышленностях, в энергетике и других отраслях, где есть необходимость использовать материалы с коренным образом измененными свойствами поверхности и приповерхностного слоя (прочностные, антикоррозийные, абразивные, фрикционные, тепловые и др.).

    Суть технологии заключается в разгоне частиц микронных размеров до скоростей в несколько км/с при давлениях в сотни тысяч атмосфер при торможении на поверхности изделий. Нанесение покрытий может осуществляться в атмосфере различных газов или в вакууме.

    Разгон частиц осуществляется в поле центробежных сил. Конечная скорость частиц определяется прочностными и инерционными свойствами материала ускорителя и его геометрией. В настоящее время существующие материалы позволяют разогнать частицы центробежными силами до 5 км/с. Широкому диапазону скоростей частиц соответствует широкий диапазон пар материалов покрытий и подложки.

    К настоящему времени получено в вакууме покрытие медной пленкой (размер частиц 20-40 мкм) фторопласта, алюминия, стали, молибдена, титана, нихрома, меди при скорости частиц 1 км/с.

    Это далеко не все, что могут предложить ученые инвесторам. Таких весьма перспективных разработок сотни, нужно только проявить к ним интерес и как следует посчитать, что может дать их внедрение.

    Поделиться