Сегодня будет подписан итоговый отчет о работе миссии МАГАТЭ по оценке деятельности органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии в России. Накануне "РГ" удалось поговорить с главой Минприроды России Юрием Трутневым об итогах годовой работы специалистов международного агентства.
Российская газета: Юрий Петрович, насколько известно, раньше делегации МАГАТЭ посещали объекты нашей атомной энергетики выборочно. Теперь же миссия работала в России целый год, проверив все объекты. Каковы итоги работы?
Юрий Трутнев: Действительно, такая миссия проводилась в России впервые. И теперь мы получили полную комплексную оценку всего надзора за атомным сегментом энергетики. В составе миссии работали 23 специалиста и 18 международных экспертов. Мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы быть максимально открытыми перед специалистами МАГАТЭ.
Итоги могу озвучить уже сейчас. В целом миссия признана успешной, специалисты высоко оценили государственное регулирование безопасности атомной энергетики в нашей стране и саму конструкцию органов надзора за безопасностью. Кроме того, ими особенно отмечено, что сейчас госрегулированием министерство занимается на хорошем уровне. Сказано о том, что это позволило в свое время выпустить целый ряд необходимых законодательных актов.
В то же самое время очевидно, что международный обмен опытом сейчас очень важен. Не секрет, что атомная энергия - это повышенно опасная отрасль энергетики. Поэтому вопросы надежности и безопасности здесь отнюдь не праздные, а действительно жизненные. Миссия МАГАТЭ - изучение нашего опыта и обогащение нашей работы всем накопленным мировым потенциалом.
РГ: Но ведь не может быть, что в атомной отрасли совсем нет недостатков? Говорится ли о них в подписываемом документе?
Трутнев: Что касается замечаний, то их сравнительно немного, гораздо меньше, чем обычно бывает при подобных оценках в других странах мира. Могу сказать, что одно из них - ряд принятых в законодательстве России изменений, направленных на снижение административных барьеров. В частности, было предусмотрено регламентирование периодичности проверок, сроки проверок. По мнению специалистов МАГАТЭ, такие ограничения не могут быть применимы к атомной энергетике. Мы пояснили, что в самое ближайшее время будут разработаны поправки в законы об атомной энергетике, предусматривающие особый вид регулирования и особый режим нормирования проверочной деятельности, а те изменения по снижению административных барьеров попросту не вступят в силу до этого периода.
Говорилось о том, что второстепенные функции контроля за безопасностью станций осуществляют не только специалисты нашего министерства, Ростехнадзора, но и органы МЧС, Федеральное медико-биологическое агентство. И нам было предложено в большей степени нормировать взаимоотношения с ними в виде отдельных совместных договоров или специальных регламентов.
РГ: В 90-х годах прошлого века многое в атомной энергетике было упущено и не контролировалось. По сравнению с тем временем, отмечен ли прогресс в госконтроле за российским атомом?
Трутнев: Специалисты МАГАТЭ особое внимание обратили как раз на рост динамики в сфере контроля за атомной энергетикой. Если в 90-е годы финансирование контрольных полномочий, возможностей проведения каких-либо независимых экспертиз было минимальным, то сегодня Ростехнадзор полностью располагает всем необходимым как для контрольно-надзорной деятельности, так и для независимых экспертиз. Так что в этой части замечен очевидный прогресс.
МАГАТЭ - одна из самых авторитетнейших организаций в мире. Нам, безусловно, важен взгляд экспертов такого высокого уровня, чтобы избежать даже самых минимальных рисков. Одним словом, по заключению экспертов МАГАТЭ, могу смело сказать, что сфера контроля за атомной энергетикой России находится на уровне лучших мировых стандартов.