Неожиданными даже для инициаторов референдума в Швейцарии о запрете на дальнейшее строительство минаретов стали его результаты: 57,5 процента жителей страны - гораздо большее количество, чем ожидалось, выступили против появления новых "башен".
Голосование было инициировано ультраправой Швейцарской народной партией, призывавшей "не допустить дальнейшей исламизации страны". Со своей стороны представители внушительной по размерам мусульманской общины задаются вопросом о том, куда же подевалась в Швейцарии межконфессиональная толерантность и веротерпимость.
Общественные слушания по этому сугубо религиозному вопросу, имеющему очевидную политическую окраску, прошли незадолго до всенародного волеизъявления и транслировались в прямом эфире. Данные опросов общественного мнения указывали на большую вероятность поражения инициаторов "движения против минаретов". Однако результаты референдума продемонстрировали обратную тенденцию: выяснилось, что большинство граждан страны выступили против строительства новых башен. И теперь в 72-ю статью швейцарской конституции должна быть внесена соответствующая поправка.
Пока правительство "страны сыра, банков и дорогих часов" пытается объяснить причины негативного отношения своих граждан к минаретам страхом перед исламским фундаментализмом, мусульманская община, насчитывающая около 400 тысяч человек, грозит акциями протеста.
"Швейцарское "да" возмутительно", - заявил председатель координационного совета исламских организаций Швейцарии Фархад Афшар. Помимо демонстраций в Цюрихе, Женеве и других крупных городах против "дискриминации и нарушения законов вероисповедания" мусульмане обещают обратиться в Европейский суд по правам человека.
Примечательно, что именно эта авторитетная инстанция в начале ноября уже вынесла весьма противоречивое решение на "религиозную тему", запретив размещение христианских крестов в итальянских общеобразовательных учреждениях. Суд аргументировал свое решение тем, что распятие может оскорбить религиозные чувства представителей других конфессий.
Тогда же ряд экспертов предположили, что этот вердикт может повлечь пересмотр всей системы размещения религиозных символов в Европе.
Дамир Хазрат Гизатуллин, первый заместитель председателя Совета муфтиев России:
- Европа - это древняя демократия. Я думаю, что в демократическом государстве ни минареты, ни колокольни не должны мешать обществу, ведь религия в первую очередь служит народу, людям. Она вселяет в души надежду, веру, любовь, справедливость. Надеюсь, что это ошибочное решение швейцарских властей когда-нибудь будет исправлено. Что плохого в том, что молельный дом будет украшать минарет? Это станет лишь дополнительным украшением города. Я не думаю, что жители Швейцарии против минаретов. Но какие-то политические силы еще не готовы принять такое решение.
Я знаю, что мусульмане Швейцарии активно вкладывают свои средства в экономику страны, финансируют многие проекты, занимаются благотворительностью. Страну посещают миллионы туристов-мусульман.
В России таких явлений нет и не было даже в советское время. Без минаретов не бывало мечетей, без колоколен - церквей. Я уверен, что в России никому даже в голову не придет идея устраивать референдум по этим вопросам. В нашем многонациональном государстве религия стала тем необходимым жизненным устоем, без которого наши народы не видят другого будущего.
Подготовил Василий Махровский
Анатолий Гладилин, писатель:
- Первой реакцией во Франции на референдум в Швейцарии, во всяком случае если судить по тому, что я услышал в сводках новостей, было негодование или по меньшей мере недоумение со стороны многочисленных политических деятелей, а также местных интеллектуалов. Они разводят руками: как такое возможно? Почему столь "расистский, неправильный" итог? Такая "политкорректная" реакция для меня, сознаюсь, была очевидной и в целом показательной для Европы.
Возникает вопрос: почему столь резкое возмущение народным решением в Европе, которая считает себя объединением демократических государств? Не буду вдаваться в подробности самой тематики референдума и кто его инициировал. Это иное. Главное в том, что швейцарцы высказали свое мнение. Причем речь идет о серьезном большинстве людей, поддержавших запрет на строительство минаретов. 57 с лишним процентов, как признают сами французы, это серьезная цифра, серьезное большинство. Ведь, как правило, в демократических странах к власти приходят партии, которые набирают 51 или около этого процент голосов избирателей. А здесь такая внушительная цифра. Демократия же основана на том, что раз большинство высказывается "за", то это принимается как совершенно четкое волеизъявление народа, как закон. А тут возмущение. Как это так? Народ высказался, но якобы народ не прав.
Нынешняя ситуация очень характерна для современной Европы. На народное мнение, грубо говоря, "кладут", если оно не совпадает с мнением левых интеллектуалов, которые задают тон в Европе. Вот что, на мой взгляд, показал отклик в европейских столицах на результаты референдума в Швейцарии.
Все остальное не так уж и важно. Хотя сам референдум, как мне думается, не вызван собственно строительством минаретов. Они ведь по большому счету никому не мешают. В конце концов эти башни не заслонили бы швейцарские горы и небо. Дело в том, что люди не хотят, чтобы в их страну воинственно входила другая цивилизация, как это сейчас происходит в Европе. И это их суверенное право.
Я считаю, что швейцарцы - наиболее свободная нация в Европе, которая меньше, чем другие, зависит от своего правительства. Швейцария, может быть, единственная демократическая страна на континенте, где правительства не видно, а это ведь по большому счету самое главное: львиная доля вопросов там решается на местном уровне - кантонами. Так что мнение участников вызвавшего столь яростную полемику референдума надо уважать, а не возмущаться им.
Подготовил Вячеслав Прокофьев