В Оренбурге завершился второй международный фестиваль кино "Восток и Запад: классика и авангард"

Киносмотр предоставил возможность оренбуржцам познакомится с лучшими образцами кино классического, из Москвы привезли и "Зеркало" Андрея Тарковского причем в улучшенной по качеству копии, и "Я - Куба" Михаила Калатозова, "Город Зеро" Карена Шахназарова.

В конкурсной программе показали пять свежих авангардных европейских премьер. Причем, публика в залах современного кинотеатра "Космос" (основной площадке фестиваля) с интересом следила как за более чем двухчасовым монументальным полотном Тео Ангелопулоса "Пыль времени", так и за экспериментальным кино норвежца Оле Раймонда Гилденсона "Томми в аду" (фильм о том, как молодой парень ищет себя в этом мире), и за любовной драмой современных Ромео и Джульетты в конкурсной финской ленте режиссера Пертту Лепя "Восемь дней до премьеры". 

Если судить по реакции публики, то приз за адекватное эмоциональное восприятие можно было бы вручить картине "Сделано в Венгрии" режиссера Гергея Фоньо. Это венгерская вариация "Стиляг" Валерия Тодоровского, но с меньшим бюджетом (5 млн. долларов, вместо 15-ти), зато с большим юмором по поводу общего для двух стран советского прошлого и борьбы рок-н-ролла и американского блюза со вкусами партийного худсовета.

Что еще порадовало провинциального зрителя, так это то, что режиссер Сергей Соловьев показал и лично представил им фильмы "Асса-2" и "Анну Каренину". Причем, "Ассу-2" Соловьев пересмотрел вместе с жителями Оренбурга от начала и до конца и убедился в том, что реакция зала была адекватной. "Как писал Шукшин: "Делай, что хочешь, только не ори в пустом зале". По реакции зала в Оренбурге я почувствовал, словно картину "Асса-2" мы снимали вместе со зрителями", - сказал Соловьев.

На фестивале Сергею Соловьеву вручили приз за совокупный вклад в киноискусство. Статуэтку в виде сарматского льва режиссер осмотрел придирчиво, но потом заметил:

- Спасибо большое. Приз очень красивый. А это важно, чтобы приз был красивым, иногда такое получишь, что потом от ужаса не знаешь, куда это деть. Сейчас опасный момент, я получаю награду за вклад в киноискусство, а хотелось бы продолжать снимать фильмы… Только что закончил картину "Одноклассники", надеюсь, что привезу ее на фестиваль в будущем году.

Лучшим актером на фестивале назвали Алена Риверича, главная роль в фильме "Ничей сын" режиссера Арсена Антона Остоича (Хорватия - Словения, 2008 год). По словам члена жюри режиссера Славы Цукермана, наградили актера за то, что в фильме ему удалось показать "наиболее драматические моменты трагического разделения мира на Запад и Восток, которое необходимо преодолеть". По сюжету картины хорватский беженец Симо возвращается на историческую родину, чтобы помешать нечистоплотному политику избраться в парламент страны.

Лучшей актрисой назвали француженку Лоранс Риттер, картина "Сплетенные параллели", режиссер Ованес Галстян (Армения - Норвегия - Франция, 2008 год). Фильм рассказывает о том, как у армянского солдата и норвежки во время второй мировой войны рождается дочь. Впоследствии она становится учительницей в Ереване.

На самом деле Лоранс не актриса, а журналистка. Ованес Галстян решил снимать ее на свой страх и риск и не прогадал. Член жюри Виктория Толстоганова настояла на том, чтобы Сарматский лев достался именно Лоранс, хотя соревновалась она, скажем, с Ирен Жакоб, сыгравшей у Тео Ангелопулоса в "Пыли времени". Кстати, в беседе с корреспондентом "РГ" Виктория Толстоганова призналась, что совершила на фестивале только одно открытие - и это была картина Ангелопулоса "Пыль времени", которую она до этого не разу не смотрела. Такие вот парадоксы.

Гран-при фестиваля и приз за режиссуру получил норвежский фильм "Томми в аду". Главный герой - подросток Томми не может определиться, чем же он хочет заняться в жизни. Писать эротические истории, как это делает его приятель Ахмед, шифруясь от родителей-мусульман, или экспериментировать со своей сексуальностью, как его одноклассница-китаянка. Председатель жюри режиссер Арво Ихо сказал, что решение жюри было единодушным и приняли его за 28 минут, поскольку фильм сталкивает восточную и западную культуры на примере одноклассников, плюс - кино имеет реальные шансы на прокат и зрительский к нему интерес.

P.S. Самым большим разочарованием фестиваля стало то, что ни одна из заявленных презентаций ожидаемых российских премьер не состоялась. Никита Михалков не показал "Утомленных солнцем-2. Предстояние", Алексей Учитель не представил "Густава", а Тимур Бекмамбетов не смог осчастливить оренбуржцев отрывками из "Черной молнии".