Впервые за последние месяцы задолженность по зарплате в целом по России в октябре не сократилась, а выросла сразу на 33,4%, превысив 4 млрд рублей.
Впрочем, официальные данные по объемам задержек имеют мало общего с реальностью. Предприятий-неплательщиков значительно больше, чем это официально признается. Так, в городе на Неве официально считается, что сейчас зарплата задерживается на девяти предприятиях (общая сумма задолженности - 35 млн рублей). В то время как в управлении Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге на середину ноября было зарегистрировано 299 жалоб. Правда, как отметил главный государственный инспектор труда в Петербурге Александр Кротов, это не означает, что именно столько предприятий задерживают выплаты и по сию пору, поскольку часто для решения вопроса инспектору достаточно позвонить на завод. Примерное представление дают результаты сентября, когда из 120 жалоб удалось быстро разобраться с 80. Проверки гоструд инспекции выявили на ноябрь 89 организаций, имеющих нарушения в части оплаты труда. Примерно так и есть: одна треть от числа поступивших жалоб.
Вообще, по словам Александра Кротова, в этом году число жалоб возросло в 2,5 раза. Инспекторы провели в 1,8 раза больше проверок и выявили более полутора тысяч нарушений в части задержки зарплаты 11 тыс. человек. В большинстве случаев проблему удалось решить. Но на 41 компанию пришлось направлять дела в прокуратуру.
По оценкам инспекторов, основная причина задержек - плохой менеджмент. Хотя есть несколько случаев, когда зарплату невозможно было заплатить из-за того, что предприятию вовремя не были перечислены деньги в рамках госзаказа.
Интересно, что число жалоб на задержку зарплаты выросло сейчас, когда численность безработных, наоборот, уменьшается. Официальная статистика показывает: суммарная задолженность по заработной плате на 1 октября 2009 года была на 2,2 миллиона больше, чем в сентябре. Неофициальная, конечно, дает большую разницу, но тенденция очевидна. Видимо, предприниматели решили: выгоднее все же не выгонять людей на улицу, а держать их без денег.