Одна десятая часть всего работающего населения страны - неквалифицированная рабочая сила. Какое место будет отведено ей при модернизации экономики, вопрос риторический. Отсутствие должной квалификации у 7 млн человек - это серьезная проблема на пути к инновациям, решили в Федеральной службе по труду и занятности, реализующей специальные программы повышения квалификации и переобучения работников.
- 2009 год показал, что не все регионы готовы участвовать в программах, - сетует руководитель службы Юрий Герций, - не во всех населенных пунктах есть возможность для их реализации, отсутствуют учебные заведения.
Получается, что учить кадры для новой экономики просто негде?
- У нас не система профобразования, а система богоугодных заведений, - категорично рассуждает президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля и драгметаллов Ольга Голодец. - На них возложены функции социального воспитания: те, кто плохо себя ведет, кто стоит на учете в комнате милиции, отправляются туда учиться. Нам такие работники не нужны.
О резком снижении престижа рабочих профессий в последнее время сказано немало.
- Чему же здесь удивляться, что в училища и колледжи идут все меньше и меньше молодых людей? - задается вопросом директор по персоналу ОК РУСАЛ Виктория Петрова. - Срочно необходима государственная программа, которую поддержат крупные работодатели. Кроме того, надо пересмотреть систему обучения и систему оплаты труда рабочих, тогда, возможно, престиж перестанет снижаться.
Актуальность проблемы профессиональной подготовки сегодня сложно переоценить.
- Людей, которые смогут прийти работать по новым технологиям на новом оборудовании, как правило, закупленным за рубежом, очень мало, - рассказывает директор департамента образовательных программ "Роснано" Елена Соболева. - Мы не хотим готовить специалистов за границей, а предполагаем готовить их на базе российских университетов совместно с зарубежными партнерами.
Однако обучение в вузе будет только тогда иметь практический результат (то есть готовить специалистов, востребованных на предприятиях), если в этом будут заинтересованы работодатели.
- Пока у выпускника не будет полноценной практики, вузы не смогут выпускать полноценных специалистов, - считает советник ректора РГУНГ им. И.М. Губкина Виктор Шейнбаум. - Сегодня вузы выпускают полуфабрикаты, а задача бизнеса - довести их до готовности.
Именно поэтому Федеральная служба по труду и занятости и проводит новую программу - "Стажировка", которая дает студентам возможность проходить практику на предприятии, где они сами включаются в производственный процесс. Государство же за счет средств федерального бюджета оказывает финансовую поддержку представителям работодателя (в размере 50% МРОТ), которые организовывают и проводят стажировку молодых специалистов, поощряя и побуждая тем самым предприятия проводить стажировки.
Кроме того, по мнению проректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Валерия Москаленко, данную проблему еще можно решить, открывая факультеты на базе предприятия.
К примеру, в Бауманке сегодня есть 5 факультетов, где студенты могут с головой погрузиться в производство. - Должно быть тесное взаимодействие вуза и предприятия. Предприятие должно поддерживать вуз, - считает Москаленко.
Между тем сегодня есть специальности, на которые в вузах еще не готовят. Это в первую очередь ИТ-специалисты - системные аналитики и архитекторы.
По словам директора Центра компетенции IBS Михаила Алашкевича, встречаются два решения этой проблемы. Первый - корпоративный: когда каждая корпорация самостоятельно открывает корпоративные университеты или факультеты, второй - отраслевой, заключающийся в разработке и поддержке системы профессиональных стандартов в отрасли. По мнению Елены Пудаловой из ОАО "Объединенная авиационная корпорация", для решения этой проблемы государство должно установить профессиональные стандарты, ориентируясь на вузы, которые будут готовить специалистов.