01.12.2009 00:44
    Поделиться

    ФАС РФ: Минсельхоз мы проверим первым

    По поручению президента и премьера правительственная комиссия по административной реформе дала задание рабочей группе, возглавляемой руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым, пересмотреть функции и полномочия органов власти. Какие результаты для бизнеса можно ожидать от этой работы? На этот вопрос "Российской бизнес-газеты" отвечает начальник управления контроля органов власти ФАС Людмила Солонцова.

    - Смогут ли эти меры привести к сокращению коррупции?

    - Сокращение функций, передача функций от одних ведомств другим вряд ли поможет победить коррупцию. А вот обеспечение простых и понятных каждому процедур исполнения государственных функций как органом власти, так и бизнесом, думаю, что поможет. По-крайней мере уберет питательную среду для коррупции. Сокращение госфункций уже проводилось на первом этапе административной реформы в 2003 году. Тогда было найдено 5-6 тыс. избыточных функций и полномочий. Однако за шесть лет структура органов власти не раз менялась, поэтому пришло время еще раз проанализировать ситуацию. В базовом законе о защите конкуренции есть статья, в соответствии с которой ФАС имеет полномочия осуществлять контроль за органами власти. Но не за всеми их действиями, а только в той части, которые нарушают или могут привести к нарушению конкуренции.

    Например, издается приказ ведомством или пишется письмо, в соответствии с которым расширяется перечень объектов, которые подлежат фитосанитарному контролю. И если еще вчера вы проезжали по области свободно, то уже сегодня вы подлежите проверке. Во всяком случае, так поступили в Брянской области. Тамошние таможенная служба вместе с брянскими санитарами останавливают фуры с кормами для животных и требуют образцы продукции.

    Предлагают оплатить по пять и даже семь тысяч рублей за проведенные анализы. ФАС полагает, что если государство создает обременение и это в рамках контрольных функций государства, то, безусловно, надо все делать на бюджетные деньги. Ведь федеральные органы власти содержатся на деньги налогоплательщиков и их прямая функция охранять в случае необходимости здоровье граждан.

    - Как будет проходить нынешняя проверка?

    - Проверка ведомств, подконтрольных правительству, будет проходить в соответствии с планом, утвержденным правительственной комиссией. Сейчас график утвержден до апреля. Работа только начата и говорить о сроках сейчас рано. Госорганам дана будет возможность обосновать необходимость тех или иных своих полномочий. Согласитесь, процедура исполнения функций должна быть прозрачной для граждан.

    - Бывают такие виды барьеров, как, например, необходимость собирать всевозможные справки, проходить проверки, которые не дают малому производителю выйти на рынок. Как вы им поможете?

    - Действительно, чаще всего эта проблема затрагивает малый бизнес. Сегодня складывается такая ситуация, что если пройти все необходимые процедуры проверок, перепроверок и всего прочего, скажем, та же банка кильки подорожает вдвое. Если вы скромный, без размаха предприниматель, который везет в другую область несчастных сто баночек? Вам такой бизнес уже невыгоден. К сожалению, насколько мне известно, большинство придуманных проверок фиктивны.

    Минсельхоз, так получилось, мы проверим первым. Я на днях поговорила с одним фермером, он выращивает поросят. Так он признался, что даже не пытается зарегистрировать свой бизнес. Иначе, по его словам, останется без штанов. Заплати тем, другим, получи разрешения, да еще попадешь под такой постоянный прессинговый контроль, что делать бизнес становится неинтересно.

    Ситуация такова, что в своем районе продать свинину он не может, так как занялся производством недавно, а все места на рынке проданы лет на десять вперед. Значит, в своем районе он реализовать свинок не может. Тем не менее он послушно приезжает к ветеринару и берет у него справку, что поросята его живы и здоровы. Доктор, не видя живность, такую справку дает за деньги. После с этой справочкой он едет в другой район. Опять без поросят. И идет к тамошнему ветеринару. Тот скрупулезно переписывает сведения из первой справочки в свою. Опять за немалые деньги. И дает разрешение выйти на рынок. Остается надежда, что рыночный санитарный врач хотя бы краем глаза взглянет на свиней, тем самым защитив наше здоровье.

    Надзора за действиями таких продавцов, как видим, много, но от этого безопасность наша лучше не стала.

    - Так что же делать?

    - Работать. В частности, мы намерены проанализировать деятельность не только органов власти, но и различных ФГУ и ФГУПов при ведомствах, которые нередко берут на себя полномочия госорганов, а также оказывают платные услуги. Как правило, именно они создают основные проблемы для бизнеса.

    Нынешней весной создана рабочая группа по административным барьерам. Возглавила ее Анна Попова, заместитель министра экономического развития. Туда вошли в том числе и сотрудники нашего ведомства.

    К нам приходят из различных ассоциаций, ТПП, "Опоры России", других сообществ и подробно рассказывают, с какими препонами сталкиваются, как работают те или иные нормы закона.

    - Например, норма закона о ветеринарии диктует ветеринарам проверять всю продукцию животного происхождения. Как это происходит?

    - Представьте себе работу пельменного комбината, что в двадцати километрах от Иркутска. Естественно, туда поставляется мясо с соответствующими ветеринарными сертификатами. На каждом хладокомбинате есть штатный ветеринар. В его должностные обязанности входит проверить клеймо на мясе, наличие сертификата, а дальше - разрешить его переработку на технологической линии. Далее Роспотребнадзор проверяет пельмени на соответствие санитарным требованиям. Готовый продукт со справкой по форме N 4, выданной местным ветеринаром, разрешает продукции перемещаться дальше. Но в областном центре - 20 км - нужно заменить справку формы N4 на справку формы N3. Как тут не вспомнить Аркадия Райкина - "Дайте нам справку, что вам нужна справка..." Искомый документ за соответствующую плату даст уже городской ветеринар. На пельмени он даже не взглянет. Самое интересное, что вся эта чехарда с документами предусмотрена законом. Недавно, правда, я узнала, что достигнуто соглашение между Роспотребнадзором и министерством сельского хозяйства о поправках в закон, согласно которым полномочия ветеринаров закончатся проверкой сырья животного происхождения. Наконец-то.

    - Как же все-таки обезопасить себя от некачественных продуктов?

    - Все это можно сделать, если мы введем правило, которое увеличивает ответственность бизнеса. Давайте пофантазируем, если завтра государство откажется от всех форм контроля. Вы, как потребитель, готовы купить такую продукцию? По факту, и с этим мы сталкиваемся каждый день, некачественная продукция все равно попадает на прилавки магазинов. С одной стороны, необходимо увеличить ответственность бизнеса, а с другой - обеспечить реальными полномочиями власть для осуществления контроля. Одновременно увеличив ее ответственности Административным кодексом.

    - Выиграет ли бизнес от устранения избыточных функций госорганов? И что именно: время или деньги?

    - Многие представители бизнеса утверждают, что все-таки время. Они готовы в рамках установленных требований платить за договора, экспертизы.

    - Когда ФАС приступит к проверке платных услуг?

    - Сегодня законодательная база только формируется. Готовится постановление правительства. Кроме того, никто еще и не сказал, что проверками будет заниматься только наше ведомство. Не забывайте про прокуратуру. Конечно, когда предложенная законом плата создает барьер для конкуренции, подключимся и мы. Если же закон действительно настаивает на оплате государственной услуги, то тут надо учитывать один тонкий момент. Надо знать, что такое государственная услуга. К сожалению, закон, в котором будут базовые правовые определения, еще только разрабатывается. Когда будут нормативные акты, тогда будем обсуждать эту проблему. Но жалоб мы получаем действительно очень много. Недавно к нам обратились магаданские охотники. Они занимаются добычей пушных зверьков. Выгодный ли бизнес? Судите сами. Проверка на сибирскую язву тысячи шкурок в ветеринарных службах обходится им в 43 тысячи 700 рублей. Стоимость же тысячи шкурок на пушном аукционе в Санкт-Петербурге - 73 тысячи рублей. Таким образом, их прибыль - 30 тысяч, но надо же еще обработать шкурки и долететь с ними до Санкт-Петербурга. Все, край. Не помочь малому бизнесу мы не можем. А с ним и самим себе.

    Поделиться