Проблема для Кировской области не нова, однако ситуация резко обострилась именно сейчас, когда финские производители бумаги начали оправляться от кризиса и возобновлять производство.
Именно целлюлозно-бумажные комбинаты Суоми в последние годы были главными покупателями дешевого березового баланса, доставляемого из вятских лесов. И если в прежние годы он вывозился в количестве до полумиллиона кубометров, то этой осенью наступил настоящий ступор.
Первая причина - запрет на временное декларирование березового баланса, а именно по этой схеме все последние годы работали вятские лесозаготовители. Суть ее в том, что предприятие подавало в таможню декларацию, в которой говорилось, что в этом месяце собирается отправить определенное количество леса. Таможня проверяла вагоны, и лес уходил за рубеж. Выгода была в том, что лесозаготовитель загружал лес на ближайшей к нему станции, оформлял и отправлял напрямую без дополнительных перегрузок.
Но в этом году было принято решение отказаться от этой схемы. Как пояснил начальник Кировской таможни Александр Макеев, тому были причины: кто-то из поставщиков пытался занизить декларируемые объемы.
Однако этот довод вызвал волну возмущения лесозаготовителей, собравшихся совместно с представителями таможни на "круглый стол", чтобы обсудить ситуацию. Дело в том, что на березовом балансе никто не зарабатывал. В вятских лесах процент ликвидной товарной составляет не больше половины, хотя платить приходится за всю делянку. Чтобы снизить себестоимость добычи хвойной древесины, нужно и "попутную" сбыть хотя бы за небольшие деньги - около 30 тысяч рублей за вагон. Чтобы получить хоть какую-то прибыль, затраты на транспортировку должны быть сведены к минимуму.
Теперь ситуация изменилась. Лесозаготовителям предлагают везти лес в Киров, производить таможенный досмотр и уже оттуда отправлять дальше. Это предполагает дополнительные выгрузку, погрузку и прочие процедуры, резко удорожающие стоимость баланса.
- Финские ЦБК уже начинают переориентировать технологию производства на бразильские эвкалипты, - сказал корреспонденту "РГ" представитель Кировского отделения финской компании, крупного покупателя березовых балансов Артем Загрядсков. - Лес из Латинской Америки при нынешней схеме становится более дешевым сырьем, чем российские березы.
Чтобы частично решить проблему, таможенники предлагают производить досмотр на четырех узловых станциях. Но, как считают лесозаготовители, это не выход. Например, что делать небольшим леспромхозам, расположенным в отдаленных районах?
Причина такого непонимания может быть в том, что Кировская область с разветвленной сетью железных дорог резко отличается, например, от сибирских регионов - поставщиков древесины. Там низкосортной древесины меньше, а по территориям проходит всего одна железнодорожная ветка. В этих условиях таможенный досмотр на отдельных станциях вполне оправдан. Но такая схема автоматически стала применяться во всех регионах.
Вторая причина чисто местная. На Вятке в отличие от других регионов таможня почему-то не признает геометрический обмер вагонов с балансом. Суть его в том, что обмеряют лишь габариты вагонов, затем данные умножают на соответствующий коэффициент и получают примерный объем. Но сейчас, судя по высказываниям лесозаготовителей, именно кировские таможенники от этого способа обмера отказались.
В итоге доходит до абсурда. Один из лесозаготовителей вынужден был привезти свой состав в Выборг, где делают геометрический обмер, - при всех накладных расходах замерить объем вывозимого в Финляндию баланса пока и быстрее, и дешевле.