Новости

02.12.2009 00:34
Рубрика: Общество

Форс-мажор

Нужны ли особые правила движения для "золотой молодежи"?

Михаил Барщевский, адвокат:

- Я не буду оценивать ситуацию с женевскими гонками с юридической точки зрения. В Женеве проводится специальная инспекция, посмотрим, к чему они придут.

Но для нас она сразу поднимает вопросы воспитания. С воспитанностью здесь дела обстоят не лучшим образом. Когда в семье большие деньги существуют уже во втором или третьем поколении, то к этому времени богатые люди уже научаются не выставлять их напоказ. Они понимают, что это неприлично. Тем более если деньги молодыми людьми не заработаны, а заработаны родителями, а ими только - в лучшем случае - сохранены. И воспитанные люди этим никак не хвастаются, не кичатся. Иначе это превращается в этакий купеческий разгул. Эта склонность ни в чем не знать меры и лошадей поить шампанским хорошо описана в русской литературе. Это неинтеллигентно. И на Западе складывается впечатление русского кича.

Мне эта история показалась неприятной. Более приятной, чем лицезрение, например, наших пьяных туристов, широко гуляющих в маленьких итальянских кабачках, но все равно неприятной, потому что неинтеллигентной.

Хотя я понимаю, что молодежи хочется погонять. Есть молодежная потребность в выбросе адреналина - кто-то прыгает с парашютом, кто-то занимается дайвингом, кто-то стреляет из оружия, кто-то гоняет на автомобилях. По-моему, в этом ничего предосудительного нет. Другое дело, что для этого существуют и специальные трассы в России, и Германия недалеко, где есть автобаны, на которых разрешены гонки.

Хоть я и не пацан, но если бы у меня была финансовая возможность, я бы взял на прокат Lamborghini - чтобы попробовать, что это такое. Не думаю, что у меня есть склонность к неинтеллигентности, но попробовать хочется. Другое дело, что я не стал бы гонять. Нельзя осуждать тягу к хорошему, красивому. Вопрос только в том, как ты этим распоряжаешься, как ты себя ведешь.

Мы ожидали, что во втором-третьем поколении в России появятся более интеллигентные люди? Что дети, выучившиеся в Оксвордах и Кембриджах, будут совсем другими. Почему же запаздывает поколение достойных богатых детей и внуков? Не ошибаемся ли мы в своих культурных упованиях на них?

На мой взгляд, "второе поколение" богатых людей в России еще не появилось. Появились дети богатых, но это не "второе поколение". Когда они появятся? Думаю, лет через 20.

А на основе одной женевской ситуации нельзя спешить с выводами, что эти молодые люди - аморалы. Она недостаточно показательна для того, чтобы делать глобальные выводы об этих детях. Но она, конечно, показатель неумности родителей. Потому что дать денег тинейджеру и отправить его учиться в Швейцарию или Англию - для этого много ума не надо. Это по существу может означать и попытку откупиться от своих детей. А вот умение воспитать ответственность за предоставленные молодым людям возможности, умение воспитать интеллигентность - это требует от родителей большого такта, ума и напряжения. Гораздо проще дать денег и отправить его в отпуск за границу. Но сама по себе заграница ничему не научит.

против

Дмитрий Быков, писатель:

- Четверо молодых россиян устроили гонки вдоль Женевского озера и сбили пожилого человека. Тот, который вел машину, был пьян. Ну что ж, давайте сразу признаем, что наши богатые - это люди, которые живут по особым правилам. И если бы каждая эскапада богатенького сынка встречала в обществе адекватную оценку, если бы мы с самого начала четко высказались: да, они позорят Россию, то можно было бы сейчас так возмущаться. А ведь мы скорее гордимся, когда наших олигархов задерживают в Куршавеле! Почему бы не гордиться тем, что мы тратим больше всех, если почти уже не о чем сказать, что "мы впереди планеты всей". К сожалению, наплевательское отношение к другим - это заболевание "золотой молодежи" - весь мир уже пережил, а у нас все еще очень высокая температура. Я не могу придумать ситуацию, когда какая-нибудь группа населения могла бы иметь преимущества на дорогах. Я ни в коем случае не оправдываю наших мажоров, радует в этой ситуации единственное - пешеход остался жив. Случись это на родине, думаю, что наказания бы не было. Но в этом мы, то есть народ, виноваты сами. Мы сами создали этот культ денег, мы его терпим, мы с упоением читаем отчеты о развлечениях, рьяно насыщаем полосы газет фоторепортажами про "амуры" и дорогие ужины, роскошные покупки так называемой элиты. Это лакейский интерес к жизни барина? Я думаю, что здесь все глубже и неоднозначней, чем кажется. Как это не ужасно звучит, но "золотая молодежь" и вообще олигархи - это единственная категория людей, которая позволяет вести себе неординарно.

У нашего общества двойная мораль. Но ведь нельзя одной рукой делать Тину Канделаки объектом народного поклонения и членом Общественной палаты, а другой описывать ее похождения в Ницце, когда "звезда" телеэкрана на очень дорогом авто попала в сходную ситуацию. Давайте говорить честно: сынки наших чиновников, мажоры Госдумы устраивают ДТП ни чуть не меньше.

Впрочем, культура прожигания жизни не исключает культуру лучших западных вузов и музеев, учиться и посещать которые у богатых детей гораздо больше возможностей, чем у обычных.

Надо помнить и о том, что богатство - это не самое легкое бремя. Они, конечно, платят и за свою славу, и за свои деньги. У них масса ограничений, и им не так уж легко, особенно сейчас, когда эту публику все кинулись травить, откуда-то отчислять. В другое время я бы и сам с легким сердцем подверг их остракизму. Но травля этого класса происходит часто потому, что он позволяет себе высовываться. А это уже горько.

И еще, страшный кризис смыслов, который мы сейчас переживаем, касается всех, и отпрысков богатых родителей в том числе. Страна сама не очень понимает, как жить дальше. Культ богатства, культ денег завелся у нас не вчера. Вспомните 90-е - время шумных презентаций. Под звон шампанского и гомон шлюх, которые по телевизору рассказывали, как им хорошо с "папиками", прошли годы. Что могло в этом бульоне вырасти, если мы не заметили, что страна стала незаметно предавать сама себя, свои ценности и корни.

Общество Соцсфера Социология