1 декабря на грани срыва оказалось запланированное на 4 декабря в Брюсселе заседание Совета Россия-НАТО на уровне глав МИД. Альянс демонстративно не согласился на требование Москвы сделать реформу системы европейской безопасности главной целью работы Совета, а также отказался подключить российских представителей к натовской дискуссии по ситуации в Афганистане. Тем не менее Сергей Лавров, скорее всего, в Брюссель приедет. Только вот КПД от его встречи с натовскими коллегами теперь может оказаться крайне низким. Видимо, именно этого и добивались авторы скандала.
Формальным поводом для отказа от восстановления полноценных контактов альянса с Москвой стала бескомпромиссная позиция Канады, представитель которой объявил о решении заблокировать любые договоренности с российской стороной на предстоящей в Брюсселе встрече. Известно, что на экспертном уровне к первому после событий в Южной Осетии полноценному заседанию Совета Россия-НАТО на уровне глав МИД готовилось сразу три документа: о совместном анализе общих для России и НАТО угроз, о программе работы совета на 2010 год, а также о модернизации работы Совета Россия-НАТО.
Во вторник о явно нацеленном на скандал решении канадской стороны объявил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Иными словами, крайне легко и, главное, безнаказанно, то есть без всяких для нее последствий внутри альянса, Канада фактически поставила крест на многомесячной работе большой группы международных экспертов.
5 марта этого года главы МИД стран НАТО приняли решение восстановить полноформатное сотрудничество альянса с Москвой. В конце июня на греческом острове Корфу в рамках неформального заседания Совета Россия-НАТО, в которой принимал участие глава МИД России Сергей Лавров, стороны договорились до конца года провести полноформатные переговоры. И вот за два дня до намеченной даты, когда эксперты уже почти согласовали все проекты документов, - осечка.
По мнению Рогозина, решение Канады явно не было спонтанным. Он уверен, что сценарий "был отработан" до состоявшегося вчера в Брюсселе заседания Совета Россия-НАТО на уровне послов. "Совершенно очевидно одно: ряд членов альянса не обладают никакой политической волей к тому, чтобы иметь нормальные отношения истинного партнерства с Россией. Им важен любой предлог для того, чтобы повернуть ситуацию вспять", - пояснил Рогозин.
По его словам, Канада действовала не в одиночку. Ее поддержали представители Великобритании и прибалтийских стран. Их Рогозин назвал "фракцией "холодной войны", которая упорно отказывается идти хоть на какой-либо компромисс с Россией по принципиальным вопросам". Чего именно испугались Канада и ее единомышленники?
Рогозин уверен, что "ситуация обострилась после того, как Российская Федерация обнажила текст проекта Договора о европейской безопасности". В воскресенье, 29 ноября, этот документ появился на официальном сайте президента России, а на следующий день проект Договора был передан на рассмотрение компетентным европейским структурам.
В документе, в частности, говорится, что участники Договора о европейской безопасности смогут рассматривать вооруженное нападение на других участников как вооруженное нападение на самих себя и оказывать друг другу военную помощь. Участники договора также не должны принимать международные обязательства, которые не совместимы с договором. По сути, Россия предложила своим партнерам перенести натовские правила игры внутри альянса на общеевропейский уровень. Что означало бы создание в корне иного климата доверия на всем континенте без разделительных линий.
Однако Канада решила спустить этот крайне важный для всей архитектуры международных отношений проект на тормозах. Нет сомнений, что советчиков у нее оказалось предостаточно. Комментарий Рогозина на этот счет был крайне эмоциональным: "Нельзя заниматься жизнью микробов, не определившись с перспективой жизни всей планеты".
Возможно, стоило согласиться с предложением Канады в очередной раз просто собраться и, так сказать, поболтать в непринужденной обстановке. Обсудить, к примеру, потепление климата и скорость таяния льдов в Гренландии. Однако в Москве, очевидно, устали от переливаний из пустого в порожнее. Особенно когда речь идет о крайне важных вопросах общеевропейской безопасности. "Я сказал, что без обозначения в проекте документа о работе Совета Россия-НАТО, что его основной целью является совершенствование структур европейской безопасности, мы этот документ принять не можем, - делился вчера Рогозин подробностями своих консультаций с натовскими послами. - Мы также не хотим, чтобы для обсуждения сотрудничества России и НАТО по Афганистану создавались специальные подгруппы и аппендиксы. Мы настаиваем на включении России во внутренний формат этой дискуссии".
Что же будет дальше? Приедет ли Лавров 4 декабря в Брюссель? Рогозин уверен, что нельзя поддаваться панике, которая инициирована теми, кто сорвал посольское заседание: "Я считаю, что после того, как мы опубликовали проект Договора о европейской безопасности, министру (Сергею Лаврову. - "РГ") даже в условиях отсутствия иных документов есть о чем поговорить со своими коллегами".
Впрочем, Рогозин тут же уточнил, что окончательное решение об участии главы МИД России в брюссельской встрече будет, по всей видимости, приниматься
3 декабря. До этого времени постпред надеется получить от натовцев предложения по "развязке сложившейся ситуации, которые позволят досогласовать документы министерской встречи".
Нет сомнений, что в НАТО далеко не все его члены в восторге от канадского решения. К примеру, глава МИД Франции Бернар Кушнер, узнав о скандале в Брюсселе, заявил, что контакты должны продолжаться: "Франция выступает за то, чтобы мы консультировались с Россией, поскольку та обладает большим опытом во многих вопросах, таких как Афганистан". Правда, действия Канады он не стал осуждать, отказавшись от каких-либо комментариев на этот счет.