Поводом для встречи в нашей редакции стало десятилетие выхода в свет первого номера газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия". Этому событию была посвящена представительная пресс-конференция, в которой участвовали Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, заместитель Госсекретаря Сергей Шухно, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Наркевич, сотрудники Постоянного Комитета и Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, журналисты, представляющие российские и белорусские СМИ: РИА Новости, БЕЛТУ, "Российскую газету", "Советскую Белоруссию", "Союзное вече", "Лад", "Республику" и другие издания. На встрече присутствовала также и большая группа белорусских журналистов, совершающих в эти дни пресс-тур по российским регионам.
Прозвучало немало добрых приветственных слов в адрес "СОЮЗа" по случаю юбилея, вручали нам и букеты цветов, и грамоты, и подарки... Но, поблагодарив за внимание, мы обратились ко всем собравшимся в просторном кинозале "Российской газеты" с предложением: провести пресс-конференцию в деловом, рабочем порядке, уделив больше внимания не поздравлениям, а насущным делам и проблемам союзного строительства, перспективам огромной стройки по имени Союз, стартовавшей десять лет назад. Ведь приближается историческая дата - десятилетие со дня подписания Договора о создании Союзного государства, которую мы в России и Беларуси будем торжественно отмечать 8 декабря.
Первое слово мы предоставили Павлу Павловичу Бородину, который, как всегда, емко, с обилием цифр и фактов, рассказал прессе о сегодняшней ситуации в союзном строительстве, а затем дал исчерпывающие ответы на вопросы журналистов.
- Я хочу сказать о реальных вещах, - с этих слов начал свое выступление Государственный секретарь, - не потому что мы тут с вами все такие великие, а потому что на это дело существует воля президентов, премьеров, министерств и ведомств, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Вникните в цифры, которые я приведу. 1999 год: товарооборот Беларуси и России - 6,9 миллиарда долларов. Тут и поставки нефти и газа в Беларусь, и транзит нефти и газа в Евросоюз. 2008 год: товарооборот - 34 миллиарда долларов! Получается, рост за десять лет - в пять раз. Это треть товарооборота всего постсоветского пространства. Структура товарооборота - нефть и газ - так и осталась. Остальное - машиностроение, комплектующие, сельское хозяйство и техника, автомобилестроение...
Приведу пример. В Советском Союзе мы выпускали 212 тысяч грузовиков, в 1999-м - 12 тысяч. Сейчас по союзным программам выпускаем 232 тысячи только на территории России и Беларуси. Нигде больше на постсоветском пространстве таких сборов практически нет.
Взять еще одну совместную программу - производство современных компьютеров. Наши ученые и специалисты создали седьмой в мире по мощности суперкомпьютер, 30 триллионов операций в секунду!
В Советском Союзе мы выпускали 12 миллионов телевизоров, черно-белых, совсем плохоньких. В 1999 году было произведено 900 тысяч телевизоров, Сейчас выпускаем 3,7 миллиона. Это треть всего постсоветского пространства.
Еще один, самый главный наш проект - транспортный коридор. Дорога Брест - Минск - Смоленск - Москва - Екатеринбург - Омск, Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток. Нас, белорусов и россиян, на земном шаре - 2 процента, а владеем мы территорией в 17 процентов. Сотни триллионов долларов природных ресурсов! Будем строить дороги, фермы, поднимать сельское хозяйство.
Благодаря совместным программам союзный бюджет за минувшие годы вырос в несколько раз. Сегодня по межрегиональному сотрудничеству работают 28 тысяч предприятий России и Беларуси, мы совместно создали пять миллионов рабочих мест. По нашим данным, миллион двести тысяч белорусов и три миллиона восемьсот тысяч россиян.
Вспоминаю 2003 год. Мы приехали на Ярославский моторостроительный завод. В советское время там работала 21 тысяча человек, а в 2003-м осталось тысяча двести. Сейчас на предприятии трудится 18 тысяч. Конечно, не 21 тысяча, но все-таки...
Мы вместе, реализуя союзную программу развития дизельного машиностроения, создаем двигатели, соответствующие требованиям ЕВРО-3. А потом будем делать и ЕВРО-4, и ЕВРО-5.
Союзным бюджетом предусмотрено финансирование более 40 совместных программ по ключевым направлениям - таким, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, военно-техническое сотрудничество, обеспечение безопасности Союзного государства, ликвидация чрезвычайных ситуаций и охрана окружающей среды, социальная политика, культура, здравоохранение, образование, СМИ...
Конечно, проблемы есть. Одна из них - по части коллегиальной работы наших министерств и ведомств. Я к вам в редакцию приехал с совместной коллегией министерств иностранных дел. Мидовцы провели уже двадцать коллегий, МВД наших стран - 22, а вот минэкономики и минфины - по одной. И повестка там была очень серьезная: ты меня уважаешь?.. Не говорю уже о минсельхозе. "Воюем" по молоку, зерну, сахару.. Надо договариваться, надо помнить: кредитуя Беларусь, мы кредитуем российские предприятия. У нас практически одна экономика. Мы своих кредитуем, свои предприятия! И создаем рабочие места и для белорусов, и для россиян.
Еще одна проблема - нам необходимо выстроить нормативно-правовую систему, гармонизировать национальные законодательства. Нынешний товарооборот в 34 миллиарда долларов мы можем превратить в 150, 300 миллиардов. Но для этого нужна нормативно-правовая база, делегированные полномочия. Пять полномочий - военно-техническое сотрудничество, граница, таможня, финансово-кредитная и ценовая политика. эти полномочия должны быть делегированы в наше Союзное государство. Нам не нужно союзных президентов, нам не нужно союзных министров, речь идет о нормативно-правовой базе, о парламенте Союзного государства. Я десять лет об этом твержу и надеюсь, что в 2010 году такие решения будут приняты.
Нам надо четко понять, что сегодня делается в Союзном государстве, осознать, что это правильный путь для восстановления всего постсоветского пространства.
И я очень рад, что сегодня мы проводим такую пресс-конференцию в "Российской газете", в газете "СОЮЗ", которая показывает реальное содержание союзного строительства, - завершил свое вступительное слово Павел Бородин.
После эмоционального выступления Государственного секретаря последовали вопросы прессы. Первый - от РИА Новости: какие наиболее расходные части союзного бюджета-2010 можно назвать?
- На содержание аппарата, тех, кто перед вами сидит, - пояснил Павел Бородин, - мы тратим 0,7 процента бюджета. На совместные производственные программы планируется 35 процентов, военно-техническое сотрудничество - 39, социальные вопросы - 19 процентов. Тут и чернобыльские проблемы, и медицина, и здравоохранение, и образование.
Прозвучал на пресс-конференции и такой вопрос: что хотел бы пожелать Госсекретарь союзным СМИ в юбилейном году?
- Надо использовать мировой опыт информационной политики, - подчеркнул Павел Павлович. - Я смотрю по телевидению "Евроньюс" - там есть программы по занятости населения, создании рабочих мест. Наше ТВ включаешь - убийства, взрывы, криминал и т.д. Я, например, выступал на "Русском радио" - от слушателей поступило около 500 телефонных звонков. Никто не знает о наших совместных программах по обороне. А ведь только минувшим летом прошли крупномасштабные военные учения в рамках Союзного государства. Наблюдатели могли увидеть там оборудование, сделанное по нашим совместным программам. Кто о нем слышал? Так что союзные СМИ должны учитывать мировой опыт информационной политики, освещать реальные вещи, информировать о том, чем мы занимаемся, чем должны заниматься наши родные чиновники и что они должны организовывать для людей.
Не обошлось на пресс-конференции и без любимой Госсекретарем темы транспортного коридора. И вновь Павел Бородин убедительно доказывал, обращаясь к присутствующим, насколько актуален, выгоден для Союзного государства этот проект.
- Помните, как начиналась дорога Санкт-Петербург - Москва? Царь взял линеечку, карандаш, пальцем прижал, провел линию... Вот так получилась дорога. Пока мы не возьмем и не проведем свою линию, ничего не будет. Мировая экономика не зависит от какого-то человека. БАМ, целину, электрификацию всей страны придумали не коммунисты, а мировая экономика. Нам надо принять решение, линейкой провести. В Советском Союзе товарооборот между Европой и Юго-Восточной Азией был 15 миллиардов долларов. Сейчас - триллион двести миллиардов долларов. Мы получаем один миллиард прибыли. Я извиняюсь, но это, к сожалению, так. Так вот, если мы построим транспортный коридор, он даст рабочие места, решит проблему занятости населения. Мы создадим только в Беларуси и России 18-20 миллионов рабочих мест, - горячо говорил он, - не говорю уже о Европе, Дальнем Востоке, Китае. Рузвельт четыре срока был у власти, хотя полагается в сегодняшней Америке только два президентских срока, потому что давал губернаторам жесткие задания - строить дороги! И у нас так должно быть. Это мировая экономическая практика.
И напоследок один из участников разговора в редакции поинтересовался: как обстоит дело в нашем Союзе с флагом, гимном? Было, дескать, оживление в обществе на такую тему несколько лет назад, да все ныне замерло...
- Вопрос, конечно, важный, - разъяснил Госсекретарь, - будут и флаги, и гимны, и приемы, и поцелуи. Но давайте все-таки сегодня сосредоточимся на главном: создании рабочих мест. Лозунг любой империи, помните, какой: разделяй и властвуй. А мы - соединяемся.
На такой доброй ноте завершилась пресс-конференция. Мы благодарны всем, кто пришел в редакцию поздравить нас, за цветы и добрые слова в адрес редакции. Но, думается, главный итог встречи накануне 10-летия образования Союзного государства нам всем, заинтересованным лицам, стал еще понятней: дел у нас впереди невпроворот, поэтому каждый, кто чему обучен и куда поставлен, должен сегодня и впредь профессионально и ответственно вносить свою лепту в строительство нашего общего дома.
Вклад отдельных российских регионов в общий товарооборот Беларуси и России за 9 месяцев 2009 года
Динамика взаимной торговли России и Беларуси за 2002-2008 годы, млн долл США