03.12.2009 00:21
    Поделиться

    На Первом канале состоится премьера документального фильма "Тайны смерти"

    На экраны выходит документальный фильм-исследование самого загадочного события в жизни человека

    На Первом канале - премьера документального фильма "Тайны смерти" (13 декабря, 22.30) от авторов "Тайн любви" продюсера Саиды Медведевой (фильмы "Плесень", "Вода") и режиссера Анастасии Поповой.

    У тандема авторов картина про смерть получилась более оптимистичной, чем исследование безобидных, казалось бы, микроскопических грибов в документальном блокбастере "Плесень". Подробности "РГ" рассказала режиссер Анастасия Попова.

    Российская газета: Фильм начинается с библейского сюжета о том, как Адам и Ева стали смертными и были изгнаны из рая. Есть и другие цитаты, быть может, менее узнаваемые. Как их подбирали?

    Анастасия Попова: В фильме есть сюжет, основанный на рассказе Хорхе Луиса Борхеса "Бессмертный". Он нам сразу понравился, поскольку отражает суть картины, ту линию, которую мы пытаемся пронести через весь фильм. Размышления о смерти наполняют людей возвышенными чувствами, делают их жизнь ценной. Если человек бессмертен, то и жизнь теряет смысл. Зная, что мы недолговечны и за все придется держать ответ, человек по-другому соразмеряет каждый свой поступок в жизни. Ведь любое действие может оказаться последним, и каждый поступок имеет значение.

    РГ: Ваша экранизация рассказа Борхеса получилась еще и о том, что только чувствуя боль человек способен на сострадание.

    Попова: Конечно, если человек ничего не чувствует, то теряется суть вещей. Поэтому мы и решили взять такой яркий пример.

    РГ: Есть в фильме и еще одна трогательная история - разговор двух влюбленных перед лицом смерти.

    Попова: Этот сюжет мы специально заказали у одного лондонского автора. История двух влюбленных связывает "Тайны смерти" с первым фильмом дилогии "Тайны любви". Именно там у нас встретились двое пожилых людей, у которых никогда не было долгого любовного разговора. К женщине пришел ангел смерти, чтобы забрать ее в иной мир. Но ангел внял ее желанию поговорить со своим возлюбленным, только поставил одно условие: как только разговор прервется, ангел тут же заберет эту женщину. В "Тайнах смерти" эти герои продолжают свой разговор, который заканчивается банальной бытовой ссорой и поскольку диалог прерван - смертью героев. Но смысл в том, что сказать человеку "Я люблю тебя" равносильно тому, как сказать ему: "Ты никогда не умрешь". Любовь побеждает смерть.

    Темы любви и смерти пересекаются в обоих фильмах. Елизавета Глинка - основатель и главный врач киевского хосписа, говорит о том, что умирать на любящих руках - это то, к чему каждый мог бы стремиться в жизни независимо от религии, вероисповедания, социального статуса.

    РГ: Получилось так, что Эмир Кустурица и Кшиштоф Занусси в "Тайнах смерти" делают похожие высказывания о том, что смерть - это наивысшая точка жизни. Проверка идеалов человека. То, как человек встречает смерть, и есть показатель, правильно ли он жил или нет. Эта смелая позиция меня поразила. А что для вас стало открытием в фильме?

    Попова: Поразительно, но наши герои - философы и режиссеры - охотнее говорили на тему смерти. О любви иногда даже и не знали, что сказать. А о смерти говорили много и интересно. Из экспериментов, которые мы показываем в "Тайнах смерти", интересно изучение феномена субъективности времени профессора Олега Павловского. Мы сами определяем для себя понятие "часы, минуты, секунды". У каждого человека свое время. Павловский исследовал строение костей у людей одного возраста и заметил, что костная ткань у ровесников отличается. Иногда временной зазор может составлять двадцать лет. На субъективность времени влияет образ жизни человека, род его деятельности. Но что самое удивительное, перед смертью состояние костей скелета у людей выравнивается. Начинает соответствовать реальному возрасту человека.

    РГ: Все герои фильма, и философы, и ученые, говорят о смерти как о чем-то светлом. Вы их специально выводили на такую тональность разговора?

    Попова: Это фильм о жизни, но через тему смерти как неотъемлемой части жизни. Никаких кладбищ, гробов в кадре нет. Чем чаще мы задумываемся о смерти, тем больше ценим жизнь, вот что мы хотели донести до зрителя. Видеоряд для фильма мы снимали и в США, и в Европе, были в Японии, в Китае. Работа над двумя фильмами шла параллельно, поэтому и в картине "Тайны смерти" у нас много людей целующихся, гуляющих и отдыхающих.

    Дословно

    Цитаты из фильма "Тайны смерти"

    Эмир Кустурица, кинорежиссер: Проблема со смертью заключается в том, что она субъективно и объективно является точкой. Все другое может включать несерьезность вперемежку с чувством трагедии и комедии, но смерть, как сказать... самая определенная вещь, которая происходит в человеческой жизни. Жизнь без смерти ничего не означает, так же как и смерть без жизни вообще нельзя толковать. Мы можем сказать, что на самом деле победа над смертью возможна только в духовном смысле. Когда человек высвобождает духовную энергию, когда у него бывают духовные вознесения...

    Кшиштоф Занусси, режиссер: Когда человеку двадцать лет, он уверен, что смерть - это то, что случается с другими, но со мной никогда не случится, мы тогда все верим в нашу бессмертность. А потом приходит опыт. Умирают наши коллеги, наши друзья, наши родители, наши деды. И тогда заново приходится задуматься...

    Иногда приходит страх: а может быть, там ничего нет, там только черная дырка и молчание, и ничего больше.

    Смерть - это проверка всех моих идеалов, всех моих чувств, это проверка моей любви к людям, к Богу. И поэтому я всегда пользуюсь смертью как такой лакмусовой бумажкой, которая показывает - если в сравнении со смертью что-то имеет значение, значит, это на самом деле имеет значение.

    Мне кажется, что в этом есть какая-то красота и достоинство человечества - смотреть смерти прямо в глаза. Но насколько я могу сам себе обещать, что я найду в себе такую силу... не могу обещать, не знаю, как будет.

    Наталья Бехтерева, академик РАН, научный руководитель Института мозга человека: После смерти моего мужа, а смерть была трагическая, я увидела этот полусон, полуреальность о том, что муж пришел ко мне, разговаривает со мной. А я его спросила: "Ну хорошо, скажи мне, а вот там, где ты, что там?" Он мне говорит: "Ничего".

    Вы понимаете, я придумать этот ответ не могла, потому что меньше всего я ждала этого ответа. Я говорю: "То есть как - ничего? Из ничего нельзя прийти". - "Ну, узнаешь сама"...

    Но очень много людей говорят совсем другие вещи, так что я думаю, что это как кому повезет...

    Роберт Хорвиц, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (2002 год), профессор биологии Массачусетского технологического института (США): Раньше многие люди знали, что клетки умирают, новые клетки умирают, но думали, что это происходит из-за того, что они повреждены, "больны". Однако мы доказали, что клетки умирают, потому что они активизируют процесс, который убивает их, и мы также показали, что это процесс апоптоза, схожий с суицидом. Эти клетки убивают сами себя.

    Если бы не существовало апоптоза, не было бы и животных в том виде, который нам известен.

    Я могу сказать, что мы достаточно много узнали о жизни и смерти клеток, чтобы знать, как их контролировать. У нас есть средства вмешательства в это очень фундаментальное решение между жизнью и смертью, но только лишь на уровне клеток при лечении болезней, а не на уровне человеческого тела.

    Поделиться